2 и 3 декабря в Театре на Таганке пройдёт премьера спектакля «Урожай» режиссёра Марфы Горвиц по одноимённой пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко.
О предстоящей премьере журналу ТЕАТР. рассказала режиссёр спектакля Марфа Горвиц:
«Мне кажется, меня ошибочно считают детским режиссёром. Это не совсем так. Меня интересует тема инфантилизма. И это не обязательно должно быть связано с детским спектаклем. В тексте «Урожай» Пряжко я нашла тех героев, которые мне очень понятны и близки, которые, отчасти, и про меня. Они вообще очень точно передают состояние сегодняшнего героя. Пряжко чётко слышит современного молодого человека. Того, кто поздно взрослеет, боится жизни, с трудом умеет принимать решения, даже элементарные. Я с этим сталкивалась неоднократно. И на своём примере, и на примере своих детей, и, общаясь со студентами, с молодыми людьми 20+, которые должны начинать жизнь и при этом им очень тяжело. И это не каприз и не избалованность. Это экзистенциальная проблема. Главная тема этого спектакля – тема выбора, первого опыта. Ты должен сделать выбор, чтобы получить опыт, а тебе сложно, для тебя это болезненно и непросто. Одновременно, это и очень комично. Это вообще очень смешной текст. Но для меня за внешней привлекательностью пьесы стоят серьёзные темы – про сегодняшний мир и молодого человека в нём».
В спектакле сыграют Надежда Флёрова, Инна Сухорецкая, Дарья Авратинская, Роман Колотухин, Артем Будиков, Сергей Цимбаленко, Кирилл Янчевский. Хореограф спектакля – Анна Абалихина.
«В спектакле есть две девочки и два мальчика, – продолжила Горвиц. – Если так размышлять, то ведь у Адама с Евой не было выбора. В каком-то смысле я очень за них рада: они сошлись, и понеслась цивилизация наша. А вот современным молодым людям сложнее: у них два Адама и две Евы. Когда я с Колей Симоновым, художником спектакля, поделилась этими мыслями, он сразу стал смотреть всё, что связано с Райским садом. И вот наша декорация – это такое подобие Райского дерева или даже планеты, такой как будто бы даже отсыл к «Маленькому Принцу». Но что важно понимать: это искусственно смоделированная реальность. Представьте такую фантазию: мы находимся не в 2021, а в 3021 году! В этом мире нет уже ни одного натурального яблока. Наше пространство в спектакле – это такой напечатанный на 3d-принтере мир, куда ребят запускают, как на рехаб. У них уже нет возможности получить реальные навыки, но для них специально созданы такие павильоны. Их помещают туда для прокачки этих чувственных мышц, для развития эмпатии и чувственного интеллекта. У этих ребят есть четкое спецзадание. Мы во время репетиции все-время говорили: миссия выполнима или не выполнима. Мир ждёт от них, что они должны стать супергероями, и это ожидание мира ещё больше их фрустрирует. И тогда единственное, что остаётся натуральное и настоящее, это их невроз по поводу этой жизни, этого мира и этой реальности».
Заметим, что это не первое обращение Театра на Таганке к пьесам одного из самых интересных современных драматургов: в 2019 году спектакль «Сосед» по одноимённой пьесе Пряжко в театре поставила режиссёр Лера Суркова.
Марфа Горвиц окончила Московскую международную киношколу в 1999 году, Театральное училище им. Щепкина в 2003, затем режиссёрский факультет ГИТИСа в 2010 году (мастерская Сергея Женовача). Исполняет роль Веры Дмитриевны в спектакле «Студии театрального искусства» «Захудалый род» по Лескову. Лауреат премии «Золотая Маска» 2015 года – за «Золушку» по пьесе французского драматурга Жоэля Помра в театре «Практика». Среди других работ: «Бесстрашный барин» по Афанасьеву в РАМТе, «Русская народная почта» Богаева в Балаковском драматическом театре им. Лебедева, «Богатые невесты» Островского, «Сказки из маминой сумки» в Театре вкуса, «Летели качели» в театре «Практика», «Когда мама была маленькой» в Томском ТЮЗе.