Роман Габриа репетирует «русское дельарте» по «Бесам» Достоевского

На фото - момент репетиции спектакля "Петруша, сын ли ты мой или нет?" © пресс-служба театра

21 сентября в петербургской «Мастерской» Григория Козлова пройдёт премьера спектакля Романа Габриа — «Петруша, сын ли ты мой или нет?» по мотивам «Бесов» Достоевского.

Режиссёр Роман Габриа, часто создающий авторские постановки, на сей раз обратился к классическому тексту. Однако новый спектакль неслучайно называется иначе, чем первоисточник: ключевой линией в «Бесах» для Габриа стали отношения между отцом и сыном Верховенскими. По мнению Габриа, в них не просто нужно искать своеобразную пружину всех событий романа — эти события второстепенны по отношению к конфликту Петруши и Степана Трофимовича. Официальный пресс-релиз поясняет замысел: «Идеология романа — только среда, в которой развивается страшный и вечный конфликт отца и сына: отца-инфантила, отказавшегося от ответственности за беспомощного ребенка, и сына-монстра, выросшего без любви, семьи и дома. Бесы здесь — не предвестники революции, а орудие одного человека в борьбе с другими. В борьбе со всеми. Младший Верховенский равно ненавидит отца, который его предал, студента Шатова, который заменил его отцу, окружение отца, окружение Шатова, словом, всех, кто населяет мир, в котором ему, Петру Степановичу Верховенскому, не нашлось места. Он своей волей уничтожает этот мир».

Отталкиваясь от шутовского принципа существования в романе Верховенского-младшего, Габриа выбирает для спектакля соответствующее театральное и визуальное решение, даже жанр постановки обозначив как «русское дельарте». В релизе оно описано так: «В пустом пространстве сцены Роман Габриа распахивает перед зрителями балаган, обращая страшное — в смешное, демонов — в паяцев, монстров — в карикатуры. Актёрам даны преувеличенно комический грим, пародийно экстравагантная пластика, нарочитые интонации, гротесковые мизансцены. Театрализация мира, реальности, бытия — таков в спектакле способ прочтения текста Достоевского». При этом Ставрогина в спектакле нет вообще, герои — только мужчины, но часть ролей исполняют женщины-актрисы.

О своём отношении к центральному герою спектакля Роман Габриа рассказал журналу ТЕАТР.: «В конце романа мне очень понравилась такая мысль: по уровню способностей Петруша гениален, но то, к чему он эти способности применяет, разрушительно. Я стал искать причину и нашёл её в детстве героя, в том, что его бросил отец. Однако осуждения отца тоже нет: в конце жизни Верховенский-старший прозревает, в этом есть чистота. Как герой Петруша интересен ещё и тем, что он — действенный, „поступочный“ (особенно по сравнению с очень статичным Ставрогиным). Но у Достоевского есть только эти самые поступки и нет рефлексии Петруши. А театр ведь так не может: нужно заглянуть внутрь, что там? Там-то как раз интересно. Талант, который Бог ему дал, и то, как он этим талантом распорядился, — это ведь сюжет, который имеет отношение к любому. Про меня, наверное, тоже можно сказать: „Почему сделал такой дурацкий спектакль, а не что-нибудь хорошее?“. Конечно, у всех своё представление о „дурацком“, но ведь в том и дело: чтобы „прочиститься“, нужно что-то произнести. Так что в данном случае мы (и я лично) не ставим себя на место демиурга-Достоевского. Мы ставим себя на место Петра Верховенского».

Степана Трофимовича в спектакле сыграет Арсений Семёнов, его друга Антона Лаврентьевича (романного повествователя) — Ксения Морозова. Пётр Веховенский предстанет сразу в трёх ипостасях: его играют одновременно Марина Даминева, Глеб Савчук (или Алексей Ведерников) и Илья Колецкий. Остальные роли — членов «пятёрки» — исполнят Арина Лыкова (Липутин), Никита Капралов (Шигалёв), Кристина Куца (Праздношатающийся семинарист), Ричард Ардашин (Эркель), Дмитрий Миков (Кириллов, самоубийца), Владимир Карпов (Иван Шатов, жертва), Николай Куглянт (Андрей Антонович фон Блюм) и Фома Бызгу (Бесёнок).

Габриа работает над постановкой также как режиссёр по пластике и художник по костюмам и гриму. В команду соавторов вошли художник Николай Слободяник, композитор Влад Крылов и художник по свету Максим Ахрамеев.

Напомним, Роман Габриа — ученик Григория Козлова, с 2019 года  главный режиссёр театра «Мастерская», где поставил спектакли «Однажды в Эльсиноре. Гамлет», «Любовь и Ленин», «Космическая одиссея майора Пронина», «В рыбачьей лодке». Среди других режиссёрских работ — спектакли петербургской Театральной компании «Открытое пространство» («Мейерхольд», «Андрей Иванович возвращается домой», «Stereotip4»), постановки в Тюменском Большом драматическом театре («Грязнуля», «Господа Головлёвы»), «Приюте комедианта» («Онегин»), театре «Самарская площадь» («Ревизор»).

Комментарии
Предыдущая статья
Панков и Богомолов поставят оперу и балет в МАМТе в сезоне 2021-2022 16.09.2021
Следующая статья
Электротеатр анонсировал планы на сезон 2021-2022 16.09.2021
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.