IV европейский театральный фестиваль Pompéi Theatrum mundi пройдёт с 24 июня по 25 июля 2021 в античном Большом театре в археологическом парке Помпеи. В программу фестиваля войдут 5 международных театральных премьер.
Президент Неапольского театра Филиппо Патрони-Гриффи встречает фестиваль Pompéi Theatrum mundi с оптимизмом. По его предположениям, программа фестиваля может совпасть с возобновлением всех видов деятельности в Италии. «Возвращение в театр для нас стало возвращением к жизни», – рассказывает президент театра на официальном сайте фестиваля.
Откроет фестиваль спектакль Яна Фабра «Resurrexit Cassandra» по тексту современного итальянского драматурга Руджеро Капуччио на музыку Стефа Камила Карленса. После международного успеха перформанса немецкой актрисы Стеллы Хётлер в 2020 году, Ян Фабр решает повторить эксперимент, но уже с итальянской актрисой. Актриса и танцовщица Соня Бергамаско выступает в роли легендарной троянской царевны Кассандры.
Спектакль вращается вокруг воскрешения женщины-мессии. Она – жрица, святая, пророчица, богиня прошлого, настоящего и будущего. «Кассандра уже много раз могла спасти мир. Человек постоянно причиняет боль себе и любимой планете Земля: радикальные политические и идеологические движения, изменение климата, острова из пластика в океанах, загрязнение… Может быть в человечестве скрыто глубокое желание быть обманутым? Мы знаем всё о том, что может случиться с нами и с планетой, но, возможно, удовольствие от самообмана намного желаннее. Это наша трагедия и наш позор», – пишет Ян Фабр на официальном сайте фестиваля.
Продолжит программу фестиваля спектакль «Чистилище» неаполитанца Федерико Тьецци. Сценография Марко Росси, костюмы Григорио Зурла, хореография Кристиана Морганти, свет Джанни Поллини. Спектакль посвящён 700-летию со дня смерти Данте. Режиссёр выделяет в постановке песню о дружбе и искусстве. Ведь это тот самый момент, когда трансформация болезненного опыта происходит в светлой надежде.
Герои – это прежде всего музыканты, художники и поэты. Искусство – это то, о чём все люди говорят каждый день; искусство – это, возможно, путь к спасению. В спектакле поднимаются проблемы поэзии и веры, уз братства и творческой деятельности. Кульминация – встреча с Беатриче в Земном раю, где «любимая девушка по-матерински упрекает Данте в том, что он потерял прямой путь познания. Чистилище – это также песнь надежды. Эта надежда – воля иного мира; это стремление и движение к лучшему осознанию реальности. Та надежда, которая стала стремлением к добру», – рассказывает Федерико Тьецци.
В 2018 году Эмма Данте привозила на фестиваль спектакль «Геракл» по Еврипиду. Теперь режиссёр возвращается в античный Большой театр в Помпеях со спектаклем «Фигурка из сахара – праздник мертвых», основанный на сказке Джамбатисты Базиле. В спектакле рассказывается история усопшего одинокого старика, пригласившего всех умерших членов своей семьи на трапезу.
Эмма Данте предупреждает: «В ночь с первого на второе ноября нужно оставлять двери открытыми, чтобы мёртвые смогли войти». По традиции, в некоторых местах на Юге есть обычай устраивать банкеты, полные сладостей, в обмен на подарки, которые приносят умершие родственники своим детям. Изначально, ценность сладостей заключалась в том, чтобы воображать души умерших. Живые их ели и представляли, что кормят близких.
После премьеры в Помпеях спектакль будет показан на 75-м Авиньонском фестивале.
Марко Бальяни, режиссёр и исполнитель, привезёт «драматический монолог» «Quinta stagione» по тексту Франко Маркоальди. «Поэт назвал свое произведение «драматическим монологом», два термина, по праву принадлежащие истории театра. Итак, видение стихотворения связано со сценой, а может быть…», – рассказывает Марко Бальяни.
Закроется фестиваль французским «Вишнёвым садом» в постановке португальца Тьего Родригеса с Изабель Юппер в роли Раневской. Спектакль будет сыгран на фестивале перед мировой премьерой на 75-м Авиньонском фестивале.
«Я всегда думал, – пишет португальский режиссер на сайте фестиваля, – что «Вишневый сад» подходит к концу, он уже не актуален… Сегодня я могу сказать, что это комедия о переменах, замаскированная под комедию о конце. Вишневый сад – это история о неумолимой силе перемен».