9 октября в Театре имени Вл. Маяковского (сцена на Сретенке) покажут рижский спектакль «Уроки персидского». Режиссёр и драматург – Геннадий Островский, сценограф – Рейнис Суханов, композитор – Екабс Ниманис. В качестве продюсера выступил Марис Гайлис – экс-премьер Латвии и директор Мемориала Жаниса Липке в Риге (в пространстве Мемориала и играют «Уроки персидского»). Спектакль сыграют в Москве впервые – в рамках мини-фестиваля Бруно Шульца.
Бруно Шульц – польский писатель и художник еврейского происхождения. Погиб в 1942 году – был застрелен эсэсовцем на улице Дрогобыча. Практически вся живопись Шульца утрачена, а из литературных сочинений осталось две книги. Созданный в них мир, гротескный и парадоксальный, дал основания называть автора «польским Кафкой». Проза Шульца оказала влияние на поздние спектакли Тадеуша Кантора, его тексты и мотивы лежат в основе знаменитого «Умершего класса».
Вселенная Бруно Шульца и сама его трагическая судьба стали отправными точками для создания истории о фантастической посмертной встрече жертвы с палачом. В постановке звучат фрагменты текстов самого Шульца, однако ничего биографического здесь нет. Кроме имён – Бруно Шульц и Гюнтер (так звали реального убийцу писателя). Обоих героев играют актрисы – Мария Данилюк и Элита Клявиня соответственно.
В Риге спектакль играется в двух версиях – на русском и на латышском. Геннадий Островский считает, что непривычное звучание русской речи артистов в Москве только поможет главной задаче – приятию другого: «Я думаю, поначалу будет диссонанс – они говорят по-русски не так, как мы, зачем они это делают? Но потом, мне кажется, примешь это как правила игры, будешь понимать это звучание, мелодику языка, не такую, как у нас.
Не знаю, как этот спектакль будет воспринят в России, потому что там про евреев и про немцев – и нет русских. Русский народ – наиболее пострадавший в этой войне, он был бит с разных сторон, и потому его личные военные переживания превалируют над всеми остальными: для русского человека, я думаю, страдания некоего еврея не больше, чем его собственные, хотя гуманистический посыл у него так же велик, как у всякого другого. Но надо абстрагироваться: еврей, немец, латыш – это трагедия отдельного маленького человека. Начать воспринимать её как свою – вот главная задача искусства, на мой взгляд. Тогда всё будет понятно. Сопереживать другому – это вещь спасительная».
После спектакля пройдёт встреча с режиссёром, актёрами и литературоведом Ежи Яжембским. А в фойе театра в этот вечер можно будет увидеть выставку «Утерянный мир Бруно Шульца» из коллекции Литературного музея в Варшаве – на следующий день она переместится в Еврейский культурный центр на Никитской, где будет открыта для посещения до 31 октября.
Помимо показа «Уроков персидского» и выставки, в рамках мини-фестиваля Бруно Шульца в Еврейском культурном центре на Никитской пройдут три кинопоказа и лекция Ежи Яжембского. Ознакомиться с программой можно здесь: http://jcc.ru/activity/cat-/item-1481/?m=10&y=2018
Геннадий Островский – сценарист, режиссёр, драматург. Лауреат фестиваля в Сан-Себастьяне за лучший сценарий («Любовник» Валерия Тодоровского), автор сценариев к фильмам Дмитрия Месхиева («Механическая сюита»), Павла Лунгина («Бедные родственники»), Валерия Тодоровского («Мой сводный брат Франкенштейн»), Сергея Дворцевого («Тюльпан», «Айка»), Сергея Урсуляка («Русский регтайм») и др. Режиссёр фильмов «Пельмени» и «Капитаны». В рижском театре «Дайлес» по собственным пьесам поставил спектакли «Два капитана» и «Любовник».