Фёдор Федотов станет Митрофанушкой в спектакле Кочержевского 

На фото — Фёдор Федотов на репетиции спектакля «Недоросль» © Юлия Смелкина

25 и 26 мая в петербургском Театре имени Ленсовета пройдёт премьера спектакля Романа Кочержевского «Недоросль» по одноимённой пьесе Фонвизина.

Создатели спектакля считают, что в буквальном смысле хрестоматийный текст Фонвизина, с которым обычно знакомятся ещё в школе, взрослыми читателями воспринимается принципиально иначе. Однако, очевидно, «Недоросль» редко оказывается в числе тех «программных произведений», к которым возвращаются в зрелом возрасте. Поэтому авторы премьеры говорят о ряде парадоксов, связанных с «узнаванием» и «неузнаванием» героев, ситуаций, проблематики пьесы.

В частности, исполнитель роли Скотинина Александр Новиков, говоря о радости нового открытия текста в интервью пресс-службе театра, подчеркнул: «Нельзя сказать, что эта пьеса населена какими-то далёкими от нас персонажами, что они „космические пришельцы“: в общем, это генетически очень близкие нам люди, абсолютно узнаваемые типажи. Кто-то прекрасно сказал: „В России всё меняется за пять лет, но ничего не меняется за двести“, — вот, мне кажется, так».

На фото — момент репетиции спектакля «Недоросль» © Юлия Смелкина

При этом Новиков отметил, что «Недоросля» можно сравнить с другим классическим текстом, который Роман Кочержевский год назад поставил в Театре имени Ленсовета, — «Обыкновенной историей» Гончарова: «По большому счёту, это ещё один сюжет о том, как молодой человек вырывается из породившей его среды и пытается ворваться в жизнь». Как и в «Обыкновенной истории», в «Недоросле» главную роль будет играть Фёдор Федотов. «Почему нам, артистам, всегда интересно работать с Романом Кочержевским — потому что это шанс сделать что-то, что ты никогда не делал и никто бы тебе не предложил, — рассказал Федотов. — Это как раз тот случай. Увидеть этих артистов в таких ролях, я думаю, зрителю будет очень любопытно. Рома предложил нам сыграть роли людей, которые совсем не похожи на нас. И, конечно, интересно найти, в чём же мы всё-таки похожи».

На фото — момент репетиции спектакля «Недоросль» © Юлия Смелкина

Театр имени Ленсовета цитирует интервью Александра Новикова изданию «ARTМОСФЕРА», где он тоже отметил важность распределения ролей в премьерном спектакле: «В пьесе есть загадка, как и во многих классических пьесах. Она названа „Недоросль“, но как только ты начинаешь работать над текстом, понимаешь, что сама по себе роль Митрофана не архиогромная. Механизм, машина этой пьесы — его мать госпожа Простакова, которая держит в жёстких руках дом, семью, сочиняет главную сюжетную интригу. Пьеса ближе к финалу делает довольно неожиданный поворот в отношениях матери и сына, выходит на драматичнейшую ноту, достигает шиллеровских высот. Реализация замысла режиссёра всегда кроется в распределении ролей. В нашем случае назначение на роли матери и сына Простаковых артистов Ольги Муравицкой и Фёдора Федотова уже есть решение вопроса — зачем мы за эту пьесу взялись. Именно опора на их индивидуальности даст возможность услышать в тексте Фонвизина что-то новое и неожиданное».

«Вся классика — про любовь, и наш спектакль, конечно, о любви, — говорит Фёдор Федотов. — О любви несбывшейся; о любви, которая пробивается, несмотря на все злодеяния; об очень странной, нездоровой, но понятной (сегодня особенно, в эпоху глобальной „психологизации“) любви матери и сына, родителей к своему ребёнку… Любовь и есть мотивировка многих поступков наших героев. А что касается сложного языка пьесы Фонвизина — я думаю, для всех это, что называется, вызов: попробовать заговорить, а главное, начать думать таким языком. И, безусловно, для этого нужен особый театральный, жанровый ход».

На фото — Александр Новиков и Ольга Муравицкая на репетиции спектакля «Недоросль» © Юлия Смелкина

В анонсах премьеры говорится, что Роман Кочержевский обращает внимание на актуальность и «едкость» комедии Фонвизина. Для него важен и заглавный образ «недоросля» — «молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения от учителя литературы; недорослей не принимали на службу, им не давали „венечных памятей“ — документов, разрешающих вступление в брак». И тема образования, учительства и учителей в спектакле становится одной из важнейших.

«История человечества разгоняется по спирали, проходит те же этапы на более высокой скорости, — рассказывает режиссёр Роман Кочержевский. — И слова Дениса Ивановича Фонвизина сквозь время, через 240 лет с момента написания комедии „Недоросль“, несмотря ни на что, звучат сегодня вновь очень точно. В рукописном журнале „Друг честных людей, или Стародум“ с подзаголовком „периодическое сочинение, посвящённое истине“ Фонвизин, продолжая развивать темы своей искромётной комедии, пишет: „Философы и нравоучители исписали многие стопы бумаги о науке жить счастливо; но видно, что они прямого пути к счастию не знали, ибо сами жили почти в бедности, то есть несчастно. Правда, что некоторые из них нажили великие богатства, но они в жизни своей поступали совсем иначе, нежели писали. И кто знает, не с умыслу ли они преподавали людям ложные правила к счастию, дабы одним им пользоваться философским камнем“».

На фото — Фёдор Федотов на репетиции спектакля «Недоросль» © Юлия Смелкина

Помимо Фёдора Федотова, Александра Новикова и Ольги Муравицкой, в спектакле заняты Олег Сенченко (Простаков), Александр Крымов (Правдин), Евгений Филатов (Стародум), Виктория Волохова (Софья), Максим Сапранов (Милон) и Иван Шевченко (Вральман и Тришка).

Вместе с режиссёром над премьерой работают художник Дарья Здитовецкая, художник по свету Константин Бинкин, видеохудожник Игорь Домашкевич и композитор Екатерина Кочержевская.

Комментарии
Предыдущая статья
В Петербурге сыграют Чехова «на языке пластики и Буто» 21.05.2024
Следующая статья
«Показательная бойня» в спектакле Кшиштофа Варликовского и другие неприятные пьесы 21.05.2024
материалы по теме
Новости
Сергей Волков сыграет у Писарева «перевёрнутого князя Мышкина»
Сегодня и завтра, 18 и 19 декабря, на Основной сцене Театра Наций пройдёт премьера спектакля Евгения Писарева «Тартюф» по одноимённой пьесе Мольера. Главные роли исполнят Сергей Волков, Игорь Гордин и Аня Чиповская.
Новости
Франдетти возглавит Большой театр оперы и балета в Ташкенте
Сегодня, 17 декабря, стало известно, что режиссёр Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои.