Пока театральная общественность бурно обсуждает новость об отмене постановки оперы «Лулу» в Пермском театре оперы и балета по распоряжению министра культуры, журнал ТЕАТР. связался с самим министром Вячеславом Торчинским, который предложил свой взгляд на ситуацию с оперой «Лулу» и с Пермским оперным театром вообще.
– Во-первых, с оперой «Лулу» я знаком только на уровне синопсиса и никогда бы не взял на себя ответственности ее запрещать – это не зона моей компетенции. Решение о том, что эта опера не будет выпущена в текущем сезоне к открытию Дягилевского фестиваля, как планировалось ранее, было принято непосредственно художественным руководителем и директором театра. И вызвано оно исключительно экономической ситуацией, в которую театр попал. Мы все очень любим и ценим Теодора Курентзиса как художника, но его амбиции сильно превышают возможности бюджетных средств края. На сегодняшний день Театр оперы и балета у нас – самый финансируемый, на него уходит почти половина бюджетных средств, отпущенных на культуру. Но зал в театре – всего на 800 мест, а кроме того, в том здании, которое эксплуатируется сейчас, нет большого репетиционного помещения, поэтому каждый выпуск означает, что довольно длительное время спектакли на большой сцене прокатываться не могут. Мы решаем эту проблему. Теодор уже подписал техзадание для проектирования новой площадки для театра. Там будет зал на 1300 мест и хорошая репетиционная база, но придется два-три года подождать.
Всё это доказывает, что мы не хотим терять Теодора Курентзиса, не сомневаемся в его уникальных профессиональных качествах. Но Теодор – это еще и оркестр численностью 120 человек. Блистательный оркестр. И все оркестранты должны получать зарплату. А на данный момент театр сильно вышел за пределы бюджета, мы еле-еле нашли средства, чтобы выпустить «Баядерку». Которая явно – спектакль более зрительский, чем «Лулу». И сейчас театру надо как-то выходить из долгов. Потому что еще немного – и ситуация станет невозвратной, а мне бы очень не хотелось, чтобы люди, сотрудники театра остались без зарплаты. Краевой бюджет на 2019 год мы изменить не можем – он полностью сформирован. Поэтому надо обходиться тем, что есть. Повторю, я ничего не запрещал, руководство театра само в моем присутствии приняло решение о переносе постановки оперы «Лулу» на следующий год. Я еще уточнил у театра, точно ли им есть, чем открывать Дягилевский фестиваль 2019 года, и получил ответ, что да, театр этот вопрос решит. Конечно, мы будет думать о привлечении внебюджетных средств, о создании фондов, но это дело не быстрое.
Подчеркнем, что сам театр, после того, как вокруг отмены оперы «Лулу» поднялся шум, поспешил официально признать: «Постановка оперы «Лулу» перенесена на 2020 год в связи с корректировкой бюджета, выделенного на новые постановки. Никаких официальных запретов от Министерства культуры Пермского края в адрес театра не поступало».
Журналу ТЕАТР. эта ситуация видится одновременно и сложной, и простой: дефицит средств – типичная ситуация в современных театрах, не только провинциальных, но и столичных, особенно, если художественное руководство осуществляет большой мастер, не привыкший соотносить финансовые возможности и полет творческой фантазии. Единственным решением проблемы может стать полноценный закон о спонсорстве, который поспособствует притоку в культуру внебюджетных средств и спровоцирует появление достаточного количества Фондов, которые смогут удовлетворить обоснованные амбиции больших художников и потребности разных – в том числе и самых утонченных – зрителей.
Фото Jack Devant с сайта jackdevant.com