Элмар Сеньков выпускает в Лиепае триллер по шекспировским пьесам

На промо-фото спектакля "Шексспир" - режиссёр Элмар Сеньков © runaliepajasteatris.lv

Спектакль «Шекспир» станет первой работой Сенькова в латвийском Лиепайском театре. Премьера — 16 и 17 ноября.

В основе спектакля — компиляция из «Ричарда III», «Ромео и Джульетты», «Макбета» и «Отелло». Внешне легкомысленное обещание режиссёра и театра, что в «Шекспире» будет «много крови, много чёрного юмора и много трупов», в действительности является отправной точкой для решения нескольких нетривиальных задач. Одной из них является попытка прочитать Шекспира сегодняшним взглядом, одновременно поместив его в изначально адекватный драматургу контекст: как известно, Шекспир писал не для интеллектуалов грядущих веков, а для толпы своих современников, поэтому в его пьесах много «экшна» и своеобразной «развлекательной» составляющей. Соответственно, жанр лиепайского спектакля обозначен как «триллер», а перед командой стоит задача сохранить «захватывающую» составляющую шекспировских текстов — тем более что, как утверждает Сеньков, каждая шекспировская пьеса — это «весь спектр человеческих неврозов в концентрированном виде». Кроме того, режиссёр подчёркивает: «Он очень остроумный, циничный, парадоксальный… В любой пьесе, даже в „Гамлете“, много остроумного. Я читаю Шекспира как хорошую весёлую литературу».

Тем не менее, о серьёзности подхода к работе и отношения к материалу свидетельствует формат предпремьерной кампании. В рамках подготовки к премьере театр провёл дискуссию с участием создателей спектакля декана факультета гуманитарных знаний и искусства Лиепайского университета Занды Гутмане «Классика и современность. Кто кого?».

Второй принципиальной задачей стала формальная — сделать Шекспира игровым: «Шекспира нельзя играть реалистично, психологически, — считает Сеньков, — и нашу актёрскую школу трудно применять к шекспировскому театру. Их трудно соединить. Но Шекспир позволяет играть, он допускает все формы выражения, потому что не сдерживает, а освобождает». При этом смысловая линия спектакля остаётся современной — и отчасти продолжает темы московского «Мизантропа»: «Спектакль о том, как люди манипулируют друг другом, как фальшивая информация меняет ситуацию и кто-то держит остальных на удобном для себя поводке», — анонсирует театр постановку.

Наконец, значимым и раскрепощающим, по замыслу режиссёра, решением стало распределение ролей: в «Шекспире» занята лишь одна актриса — Инесе Кучинска, которая будет играть Ричарда III, а все остальные роли, включая Леди Анну из той же пьесы, Джульетту и Дездемону, будут играть мужчины-актёры. Любопытно, что во время дискуссии Занда Гутмане отметила, что героини Шекспира (Джульетта, Леди Макбет) более мужественны и даже рациональны, чем герои («…то, что во времена Ренессанса называли virago, тип женщин, подающих пример мужества. Типичная женщина, которая не может реализоваться во времена Ренессанса. И делает это через мужа»).

Примечательно, что отчасти схожий опыт год назад та же команда (режиссёр Элмар Сеньков и драматург Раса Бугавичюте-Пеце) опробовала в Литве, в Клайпедском драматическом театре: поставленный на малой сцене спектакль «Мама Отвага» объединил брехтовскую «Мамашу Кураж» с монологами-вербатимами ветеранов-афганцев и сегодняшних натовских миротворцев, однако наиболее интересен оказался выбором исполнителя заглавной роли. Современную Кураж сыграл один из ведущих артистов современного литовского театра — Дарюс Мешкаускас (в Москве и Петербурге недавно видели его работу в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Сукины дети», поставленном в том же Клайпедском драматическом театре, а ранее — в спектаклях Оскараса Коршуноваса, в частности, в заглавной роли в «Гамлете»).

Напомним, Элмар Сеньков — один из самых востребованных латвийских режиссёров молодого поколения. Ставил спектакли в Национальном театре Латвии, Рижском Русском театре им. М. Чехова, Dirty Deal Teatro (Рига). Постановки Сенькова «Антигона» (Национальный театр) и «Индраны» (Русский театр) можно было увидеть и в России. В московском «Гоголь-центре» поставил спектакль «Демоны» и вошедший в лонг-лист «Золотой Маски» по итогам прошлого сезона спектакль «Мизантроп».

Комментарии
Предыдущая статья
Александр Огарёв готовит премьеру “Макбета” в ШДИ 15.11.2019
Следующая статья
В Омском «Пятом театре» выходит спектакль по Ионеско 15.11.2019
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.