18 февраля в Электротеатре Станиславский пройдет премьера мультимедийного спектакля «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона» в постановке Андрея Сильвестрова.
«Как объяснить то, чего никогда не было, а при этом так очевидно, что кажется, существовало всегда? – рассказывает режиссер Андрей Сильвестров. – Можно попробовать через систему отрицаний: это не спектакль, так как в нем нет живых актеров; это не фильм, так как изображение не помещается на экран; это не инсталляция, так как основным содержанием не является визуальный образ. Или, наоборот, через принятие – поглощение: это спектакль, так как расположен в театре и актеры (хоть и не живые) играют на воображаемой сцене; это фильм, так как все действие транслирует проекция (и ничего более); это инсталляция в том смысле, что это специально созданная самодостаточная конструкция, производящая действие, образы и смыслы. Можно попробовать конструировать новые словосочетания: медиатеатр, цифровой вертеп, киноинсталляция и т.д. Но все это скорее запутает зрителя, да и нас самих, уведя в попытку объяснить форму, отвлекая от того, что это есть, о чем все это и про что. Мы окажемся в сладостной иллюзии новой формы. По крайней мере со мной так часто случалось, да и с нашим главным героем тоже. Ну, в конце концов, форма и форма, новая и новая, мало ли в мире новых форм каждый день рождается? А зрителю из этого абзаца может показаться, что ему предстоит столкнуться с чем-то сложным и непонятным. Спешу заметить, что это всего лишь иллюзия, ну да черт с ними, с иллюзиями! Поговорим о том, что это: Соломон Маймон родился в маленьком еврейском местечке. С детства он проявлял разнообразные таланты, которые позволяли ему достичь существенных успехов в той или иной области и занять хорошее место и положение. Но каждый раз добиваясь результата и хорошего положения, он обнаруживал границы этого мира и, стремясь к совершенству, отправлялся во все в новые и новые приключения. Он так и не стал врачом, учителем, раввином, спектаклем, фильмом и инсталляцией. Кем он стал, чем все закончилось и что все это такое, – решать вам, дорогие зрители. Как говорят перед просмотром: хороших вам иллюзий».
Над проектом работали: авторы сценария – Ури Гершович, Люся Артемьева, Андрей Сильвестров; художник Степан Лукьянов; художник по костюмам Анастасия Нефёдова; художник анимации Илья Старилов; оператор-постановщик Владимир Усольцев.
В ролях: Павел Кравец, Павел Шумский, Алла Казакова, Екатерина Андреева, Ксения Савкина.
Отметим, что проект стал победителем Второго конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса.
Андрей Сильвестров – российский кинорежиссёр, продюсер, актёр и художник. Окончил факультет истории искусств Российского государственного гуманитарного университета и Мастерскую индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Один из основателей и программный директор киноклуба «Сине Фантом». В 1997–1998 годах совместно с Владимиром Левашовым выпускал видеоальманах о современном искусстве «Свой журнал». В 2000 году вместе с Павлом Лабазовым придумал видеопроекции к оратории «Страсти по Матфею-2000». В Большом театре создал видеодекорации для опер «Снегурочка» (постановка Дмитрия Белова, 2002) и «Мазепа» (постановка Роберта Стуруа, 2004). Разрабатывает концепцию коллективного кино, в рамках которой были сняты фильмы «Россия как сон» (2016) и «Облако Волгоград» (2018), альманах «Сны на районе» (2019). С осени 2019 года ведёт Мастерскую коллективного кино в образовательном пространстве «Пушкинский.Youth» ГМИИ им. А. Пушкина.