Журнал ТЕАТР. – о вечере памяти великого режиссера, состоявшемся в литовской Шилуве.
В маленькой Шилуве, в самом центре Литвы, на один вечер собрались главные актеры Театра Эймунтаса Някрошюса, чтобы сыграть на родине мастера спектакль «Монологи тишины», ему посвященный.
Шилуву, городок немноголюдный и непафосный, нередко называют литовским Лурдом – вереница паломников к месту явления в 1608 году Девы Марии и камню в часовне с отпечатком ее ноги не иссякает.
Год назад, при жизни создателя театра «Meno Fortas», в Шилуве на той же площади, носящей имя Иоанна Павла II (он приезжал сюда в 1993), показывали «Inferno–Paradiso» – спектакль Эймунтаса Някрошюса, пришедший на смену его «Божественной комедии» и «Раю».
Идея создания нынешнего действа принадлежала директору театра и художнику по свету Аудрюсу Янкаускасу. Заглавие «Монологи тишины» придумал актер Вайдас Вилюс, някрошюсовский Вергилий в «Божественной комедии», он же отобрал фрагменты монологов из важнейших созданий режиссера в стенах «Meno Fortas». Режиссером-координатором воплощения этой композиции выступил Кястутис Якштас (некогда Кассио в «Отелло»).
На затянутые черным импровизированные подмостки перед костелом в Шилуве вышли восемь исполнителей: Андрюс Мамонтовас (Гамлет), Костас Сморигинас (Макбет), Владас Багдонас (Отелло и Фауст), Алдона Бендорюте (Суламифь), Роландас Казлас (Данте), Ремигиюс Вилкайтис (Иов), Виктория Куодите (Голодарь), Витаутас Румшас (Клавдий). Для людей театра за этими именами встают миры. Среди первых же строк прозвучало гамлетовское: «Наверно, тот, кто создал нас с понятьем / О будущем и прошлом, дивный дар / Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы» – адресованное здесь понятно кому и повторенное спустя время еще раз. Монолог сменял монолог (три части композиция озаглавлены: История–Человек–Прощание), они читались сдержанно, почти сурово, на задник проецировались фотографии и звучала музыка из великих спектаклей (видеорежиссер Корнелиюс Ярошевичюс, звукорежиссер Арвидас Дукшта). Лишь изредка казалось, что, передавая текст как эстафету, один персонаж напрямую обращается к другому – скажем, едва заметно, Макбет к Иову или Иов к Голодарю. Порой артисты, развернувшись на стульях вполоборота, вглядывались в огромные фотографии за собственными спинами, пронизанные лучами света, перекрещивавшимися, словно канаты в някрошюсовском «Рае».
В тот вечер перед публикой не предстало ничего из предметного мира постановок Эймунтаса Някрошюса, его символы и метафоры всплывали в памяти видевших и помнящих не столько благодаря застывшим мгновениям на фото, сколько прорисовывались в ностальгии музыки – ее участие переворачивало души. Вписанные в сценографию Шилувы, герои Някрошюса, как и актеры «Meno Fortas», выглядели достойным детьми мироздания.
Спектакль игрался на закате и завершался уже в темноте, на фоне меняющего цвет, вплоть до будоражаще красного, фасада костела. Несколько десятков рядов стульев, расставленных на соборной площади, и лавочки по ее бокам были заполнены отнюдь не только местными жителями (все население Шилувы едва ли не меньше, чем выставили зрительских мест) – казалось, люди съезжались со всех концов Литвы и из других стран.
А на следующее утро площадь оказалась пуста, светла и просторна: царила тишина этого места, вырастившего режиссера, помноженная на тишину утраты.
Этим летом в Неаполе в рамках международного театрального фестиваля проходила выставка «Meno Fortas Эймунтаса Някрошюса» (кураторы Аудронис Люга и Юлия Реклайте), созданная его семьей в жизни и искусстве – художниками Надеждой Гультяевой и Марюсом Някрошюсом – и охватывающая два десятилетия существования театра. Сейчас выставка отправляется в польский Люблин на фестиваль «Театральные конфронтации», в октябре – в Санкт-Петербург на «Балтийский дом», а к годовщине смерти режиссера и дню его рождения (эти даты трагически сошлись и следуют одна за другой) – в Вильнюс. Здесь с 21 по 30 ноября состоятся события цикла «Последние»: помимо выставки его составят спектакли, встречи и конференция «Эймунтас Някрошюс. Сегодня». В эти же дни в Вильнюсе будут сыграны и «Монологи тишины».
Входящего на выставку зрителя останавливают слова Эймунтаса Някрошюса: «Тишина все расставляет по местам».