С 21 по 27 ноября в Санкт-Петербурге пройдет IX Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.», который в этом году будет посвящен 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Помимо программы спектаклей фестиваль представит также образовательную программу, в которую войдут лекции, public-talks, мастер-класс, выставка и видео-марафон.
«Лекция “Юбилей авантюриста: кто создал русский балет” Богдана Королька, лекция композитора Юрия Красавина и музыкального критика Гюляры Садых-Заде наилучшим образом вплетаются в концепцию нашего фестиваля, который мы всегда позиционируем как не балетный фестиваль, – рассказали журналу ТЕАТР. в пресс-службе фестиваля «Дягилев P.S.». – И в программах фестиваля первых лет, и сейчас, мы продолжаем поддерживать образовательную составляющую фестиваля. Всегда в программе была международная научная конференция. В этом году рады, что композитор Юрий Красавин, автор музыки к обновленному балету «Пахита», и критик Богдан Королек сами проявили инициативу и пришли к нам с предложением и темой. Это означает, что концепция фестиваля прижилась и продолжает развиваться. Более того, у нас уже есть идеи лекций, которые мы планируем провести в следующем году со Школой Masters».
22 ноября образовательная программа «Дягилев. P.S.» откроется мастер-классом хореографии от японской труппы Noism, где будет продемонстрирован Noism Method, – оригинальный метод обучения танцоров, разработанный основателем и художественным руководителем труппы Йо Канамори, учеником Мориса Бежара и Иржи Килиана.
22 ноября в 16.30 на public-talk композитор Юрий Красавин, автор музыки к обновленному балету «Пахита», и музыкальный критик Гюляра Садых-Заде поговорят о том, как пишется музыка к балету, как соотносится танцевальное движение и музыкальная фраза, и что такое «рекомпозиция».
23 ноября в 16.00 на лекции «Юбилей авантюриста: кто создал русский балет» критик, куратор, помощник художественного руководителя Урал Балета, Богдан Королек расскажет о загадочной фигуре Мариуса Петипа и легендах, связанных с ним.
24 ноября в 18.30 в лектории Главного штаба Государственного Эрмитажа состоится круглый стол «Вокруг Пиковой дамы» с премьерным показом документального фильма «Серебро и золото Пиковой дамы» Манаса Сираканяна. В центре обсуждения – противоречивый и загадочный образ Пиковой дамы в литературе и театре, и личность и судьба ее исторического прототипа – графини Натальи Петровны Голицыной. Участниками круглого стола станут Ирина Богачева, Георгий Вилинбахов, Наталья Метелица, Сергей Некрасов. Модератором – Сергей Николаевич – российский журналист и телеведущий, главный редактор журнала «Сноб».
С 25 по 27 ноября в кинотеатре «Англетер» пройдут показы легендарных фильмов-балетов шведского хореографа Матса Эка «Жизель» и «Спящая красавица». По словам пресс-службы фестиваля, он сам и его жена, выдающаяся балерина Ана Лагуна, танцевавшая в его постановках «Лебединого озера» и «Жизели», приедут на фестиваль и примут участие в public-talk 26 ноября.
25 ноября в Академической Капелле пройдет концерт барочной музыки, посвященный 250-летию крепостной певицы Прасковьи Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, в исполнении барочного ансамбля Quantum Satis под руководством Сергея Фильченко. «Мы не будем брать исключительно ее репертуар, это музыка эпохи барокко. К нам приедет выдающийся контратенор Юрий Миненко. Кто интересуется барочной музыкой, тот, конечно, знает это имя и знает, что Юрий Миненко, помимо исключительных вокальных данных, обладает потрясающим артистизмом», – рассказывает художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица.
27 ноября в 16.00, в заключительный день фестиваля, в Музее театрального и музыкального искусства пройдет презентация двухтомного энциклопедического альбома на трех языках – «Мариус Петипа. Танцемания». Напомним, что ранее ТЕАТР. писал об открытии выставки «Петипа. Танцемания».
«Как директор музея и историк театра я не мыслю себе фестиваль без конференции, а также и без специального издания, – подчеркивает Наталья Метелица. – В этом году – это двухтомник «Петипа. Танцемания», который выпускает Музей театрального и музыкального искусства, и который тоже в широком смысле является неотъемлемой частью фестиваля. И я позволю себе небольшой спойлер, сказав, что на следующий год мы будем исследовать феномен Ballets Russes».
На все мероприятия образовательной программы вход свободный по предварительной регистрации. Подробная программа фестиваля и ссылки на регистрацию представлены на сайте фестиваля.