Руки-ножницы

Благодаря компании CoolConnections в московских кинотеатрах можно смотреть трансляции спектаклей из Лондона и Нью-Йорка (а в других городах, например, балеты Большого театра). Среди прочих покажут раннюю оперу Дмитрия Шостаковича «Нос» из Metropolitain Opera, где ее постановил Уильям Кетридж. Хочу напомнить, кто это.

В прошлом году в Авиньоне шел спектакль «Отрицание времени», который знаменитый художник из ЮАР сочинил по заказу куратора тринадцатой кассельской выставки dOCUMENTA Каролин Кристоф-Бакарджиев. Речь в нем шла о концепциях времени — линейной, относительной, колониальной, о теории черных дыр. На сцене были механические аппараты, сконструированные Кентриджем (гигансткая гармошка под названием «дышащая машина», дискретно и непрерывно отмеряющие время метрономы и велосипедные колеса), перевернутые вверх ногами музыкальные инструменты, среди них «поющая швейная машинка» и деревянный мегафон, чернокожий хореограф Дада Мазило, обернутая в вырезки из журнала «Кино-фот», четыре сопрано, чередующие музыку Берлиоза и африканские напевы, и еще много чего.

Анимация бедного человека

Так Кентридж называет покадровую анимацию, когда фотографирует свои рисунки, выполненные углем и пастелью. Фоном для них часто служат тексты из газет и журналов, наслаивая временные и сюжетные пласты. Ритм повествования хорошо держат книги, особенно Кентридж любит разрисовывать социальные романы индустриальной эпохи: «Тяжелые времени» Диккенса или «Посмертные записки Браз Кубаса» чернокожего бразильского писателя Машаду де Ассиз. «Рисунок углем гораздо ближе к письму, чем к живописи», — говорит он. О течении времени в разные стороны Кентридж думает давно, в его фильмах то и дело исчезают уже нарисованные детали, обретают форму странные глаголы вроде undo, unsay, unremember.

Апартеид

Отец Кентриджа был известным в Йоханнесбурге адвокатом и диссидентом. Он занимался правовыми аспектами апартеида и выступал на стороне защиты в громких процессах 50-60-х, включая суд на будущим президентом ЮАР Нельсоном Мандела. Кровавые подробности борьбы за гражданские права и принадлежность к привелигированному классу всю жизнь не дают покоя художнику. В его представлении искусство не может не быть политическим.

Театр теней

Рисунок и объектная анимация логичным образом ведут в кукольный театр. Но Кентридж попал на подмостки гораздо раньше. Задолго до того, как он получил признание как художник, он учился в парижской Школе Жака Лекока, а потом работал в кукольном театре Handspring Puppet Company, где поставил «Фауст в Африке», «Войцек на плато Хайвелд», «Убю и Комиссия правды».

До большой оперной сцены он добрался в почтенном возрасте, но интерес к музыкальному театру был всегда. До Шостаковича он ставил оперы Моцарта и Монтеверди. Сюжетом его, «Волшебной флейты», например, было торжество идей Просвещения, победа разума над предрассудками.

Первый авангард

В конструктивистском оформлении своих спектаклей Кентридж часто цитирует русский авангард начала века. Русскую революцию он рифмует с борьбой за гражданские права в ЮАР, причем именно по части зверств. В одном интервью признается, что в детстве Маяковский поменял его представления о нарративе. Постоянно использует коллаж и приемы раннего кино. Немое кино, которого не было в ЮАР, Кентридж изобретает заново. У него даже есть «римейк» «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса с собственным кофейником в главной роли.

Шляпа и пенсне

Художник сам часто появляется в своих фильмах и спектаклях. Кроме того, он читает лекции в Гарварде. В 90-е он придумал Феликса Тительбойма, поэта и мечтателя, и Сохо Экстайна, промышленника и миллионера. Эти двое стали сквозными героями его короткометражек и двумя полюсами описываемой им меланхолии. В то же время, они представляют две точки зрения на социальные проблемы ЮАР. Внешне оба напоминают художника. Правда, он с грустью замечает, что с годами стал больше похож на Сохо, чем на Феликса.

Один из фильмов про Феликса Тительбойма

А в этом видео есть отрывки из фильма History of the main complaint, где можно увидеть Сохо

Кентридж пересказывет содержание «Носа», умалчивая, что дирижирует спектаклем Валерий Гергиев или Павел Смелков.

Комментарии
Предыдущая статья
Яна Росс: «17 человек признали себя антисемитами» 23.10.2013
Следующая статья
Скверная девчонка 23.10.2013
материалы по теме
Новости
Билеты в московские театры будут продавать по документам
Сегодня, 21 ноября, московский департамент культуры сообщил о запуске пилотного проекта по изменению правил покупки билетов в подведомственные ему театры. С 15 марта и до конца 2025 года приобрести билет и попасть на спектакль можно будет только по документам, удостоверяющим…
Новости
В Большом театре появятся «Паяцы» в стилистике немого кино
С 11 по 14 июля на Камерной сцене Большого театра пройдут показы последней премьеры сезона — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло в постановке Ханса-Йоахима Фрая (дирижёр-постановщик — Антон Гришанин).