Долгожданная премьера спектакля Максима Диденко «Левша» пройдёт на Основной сцене Театра Наций 21-24 мая. По словам режиссёра, постановка с участием артистов драматического театра и балета станет «исследованием феномена русской хтони».
Напомним, премьера «Левши» Диденко была анонсирована в числе планов на текущий сезон в августе 2020 года. Тогда о спектакле по мотивам повести Лескова говорилось, что фактически он станет рассказом о современной России. Сейчас театр и режиссёр уточнили формулировку — в официальном описании премьеры говорится, что Диденко здесь «решил покопаться в природе русского бессознательного — той „подземной иррациональной силе“, которая на протяжении всей истории управляла жизнью России».
Соответствующим «всей истории» России оказался и список действующих лиц. Героями Левши, согласно опубликованному составу участников и перечню персонажей, станут Александр I и Николай I (их сыграет Гурген Цатурян), Императрица (Наталья Ноздрина и Виктория Мирошниченко), Платов (Роман Шаляпин и Данила Гнидо), Горбачёв (Виталий Довгалюк), Сталин (Марк Вдовин и Эдуард Миллер), Ленин (Роман Аптекарь), а также Раиса Максимовна, которую сыграют Иван Злобин и Евгений Скочин, Русский народ (Никита Беляков), Злая девочка в исполнении Петра Диденко и Ильи Быкова и Негритянка (Виктория Щедрина). Фантасмагорическую историю по мотивам повести Лескова режиссёру помогал сочинять драматург Валерий Печейкин — по сути, уже ставший постоянным соавтором Диденко («Норма» в Театре на Бронной, «Беги, Алиса, беги» в Театре на Таганке, «Глазами клоуна» в Национальном театре Мангейма, независимый проект «Девушка и Смерть»).
«Идею этого спектакля мне подал Евгений Миронов, — рассказывает Максим Диденко. — Мы вместе с художником Машей Трегубовой долго думали и создали на сцене некую нейронную сеть, где любой элемент может вызвать самые непредсказуемые последствия. Драматург Валерий Печейкин написал интересные монологи для Левши, а текст самого произведения Лескова мы решили дать в виде подписей к картинкам на экране. И между всем этим должна возникнуть настоящая полифония».
Художник-сценограф и художник по костюмам «Левши» Мария Трегубова также не в первый раз сотрудничает с Диденко — за одну из совместных работ, спектакль Театра на Таганке «Беги, Алиса, беги», Трегубова получила «Золотую Маску», а в Театре Наций вместе с Диденко выпустила «Цирк». Для «Левши», как сообщается в описании спектакля, она придумала особое пространство: «Главным элементом оформления сцены станет огромная гора земли (русской), которую изготовили в специальных цехах для монументальной сценографии».
Остальные участники постановочной группы «Левши» также работали над «Цирком»: художник по свету Иван Виноградов (только что ставший лауреатом «Золотой Маски»), художник по видео Илья Старилов, хореограф Владимир Варнава и постоянный соавтор Диденко композитор Иван Кушнир. Хореографической составляющей постановки будет уделено особое внимание — на роль Блохи приглашены прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва и прима-балерина Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Ксения Шевцова. В описании спектакля говорится: «Подобно уникальным словечкам Лескова — нимфозория, мелкоскоп, клеветон, Твердиземное море, — в спектакле Диденко возникают странные сложносочинённые термины и персонажи, каждый из которых, как и сам Левша в оригинальной повести, может повлиять на дела целого государства. К примеру, деревенские мужики, танцующие „пластическую кулебяку“ на тему японских хокку. Венец творения — стальная блоха».
Музыка Ивана Кушнира будет звучать в живом исполнении. Участниками спектакля станут Пианист (Армен Погосян, Михаил Спасибо), Скрипач (Илья Мовчан, Иван Муратиди), Альтист (Вартан Даракчан), Виолончелист (Антон Булкин), Кларнетист (Марат Галеев, Евгений Волошин) и Фаготист (Никита Ким, Данил Валюкевич).
Однако заглавную роль в этом мультижанровом спектакле будут играть артисты драматического театра — Евгений Стычкин и Александр Якин. Всё вместе Максим Диденко характеризует так: «По жанру — это борщ, а по сути — исследование феномена русской хтони».