22 декабря на Новой сцене Большого театра пройдёт премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон» по одноимённой поэме Лермонтова в постановке Владислава Наставшева. Дирижёр-постановщик — Артём Абашев.
Опера была написана в 1872 году. Либретто сочинил Павел Висковатов — биограф и исследователь творчества Лермонтова. Через три года опера была впервые поставлена в Мариинском театре. В Большом театре «Демон» впервые прозвучал в 1879 году. Опера имела успех у современников, однако в настоящее время не является частым гостем театральной сцены. В репертуар Большого театра «Демон» возвращается после более чем полувекового отсутствия.
Новая постановка Владислава Наставшева представит известный сюжет как историю о демонической природе и разрушительной силе таланта. «Демон — это про скорость, — рассказал Владислав Наставшев в специальном интервью Большому театру. — Он появляется на мотоцикле, свет фары которого слепит тебя из темноты, в нём есть дерзость, мужественность, романтика дороги, одиночество. И опасность — как для него самого, так и для других. Демона-байкера я придумывал, глядя на „Демона летящего“ Врубеля. Врубель работал над тем, чтобы создать ощущение скорости… И я хотел передать эту скорость, дикую энергию». С творчеством художника будет ассоциироваться и цветовая гамма спектакля с преобладающими лиловыми и синими оттенками.
Романтическое двоемирие Владислав Наставшев подчеркнёт в спектакле с помощью оформления: на сцене появятся партерные ряды, кресла которых — копии тех, что расположены в зрительном зале. Они символизируют окружающих Тамару людей и их повседневность, в то время как сама героиня стремится на сцену, к Демону. В спектакле появятся и другие «приметы» театра: Билетёры-ангелы и Старый слуга, символизирующий хранителей зала.
Владислав Наставшев работает над «Демоном» не только как режиссёр, но и как художник. В постановочной группе спектакля также главный художник по свету Большого, театра «Геликон-опера» и «Студии театрального искусства» Дамир Исмагилов и художник по видеопроекции Илья Старилов. Костюмы для спектакля Наставшев создавал в соавторстве с художником-модельером Большого театра Майей Майер.