Показы основной программы фестиваля Context. Diana Vishneva начнутся уже 14 октября. Кроме того, фестиваль анонсировал обширную параллельную программу.
Предполагалось, что в этом году Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva станет самым продолжительным за всю свою историю. Однако пандемия внесла свои коррективы, и в итоге фестиваль-2020 пройдёт не в два этапа (летом и осенью), как планировалось, а в урезанном осеннем варианте.
Тем не менее, основное событие Context. Diana Vishneva — показы Финала конкурса молодых хореографов в обеих столицах — пройдёт в первоначально заявленные даты, хотя и станет фактическим открытием, а не заключительным аккордом фестивального марафона. 14 и 15 октября в Москве на сцене «Гоголь-центра», а 18 октября в Санкт-Петербурге на сцене Детского театра танца Бориса Эйфмана зрители увидят традиционный двухчастный вечер: первая часть — конкурсные работы финалистов этого года, вторая — новые работы финалистов и победителей конкурса прошлых лет. Финалистами-2020 стали Нурбек Батулла (Казань), Игорь Булыцын (Екатеринбург), Ольга Рыжкова (Воронеж), Эрнест Нургали и Ирина Сергеева (оба — из Санкт-Петербурга). Героями второй части вечера станут победитель конкурса прошлого года Кирилл Радеев и Павел Глухов — финалист конкурса-2016, уже хорошо известный в том числе и тем, кто интересуется по преимуществу драматическим театром (он автор ряда танцевальных спектаклей в Воронежском Камерном театре). Отметим, что новая работа Глухова поставлена на артистов одной из самых оригинальных танцевальных компаний страны — Челябинского театра современного танца, которым руководит Ольга Пона (театр — номинант на «Золотую Маску» этого года). Прочно вошедший в жизнь театров онлайн станет новым элементом конкурса: фестиваль впервые проведёт интернет-голосование, по итогам которого будет вручён специальный приз от «Газпрома».
Также в первоначально заявленные даты пройдут показы спектакля Ольги Лабовкиной «Воздух» — подробнее об этой работе журнал ТЕАТР. рассказывал ранее. 16 и 17 октября «Воздух» сыграют на дизайн-заводе «Флакон» в Москве, а 21 октября — в петербургском «Севкабель Порте». Организаторы отмечают, что нетеатральные пространства для спектакля принципиальны: «Воздух» вместо сцены как таковой предполагает перемещение артистов в пространстве — и следование за ними зрителей.
По объективным причинам, связанным с пандемией и закрытием границ, зарубежных участников Международной программы фестиваля этой осенью увидеть на Context. Diana Vishneva не удастся: часть показов пришлось отменить, часть — перенести на весьма отдалённое будущее. Например, «Ревизор» Кристал Пайт приедет в Москву и Петербург в сентябре 2021 года; впрочем, для тех, кто предпочитает онлайн ожиданию, спектакль доступен в сети с 18 по 25 октября (просмотр платный).
Тем не менее, одно из самых ожидаемых событий Context. Diana Vishneva — московская и петербургская премьеры балетов Алексея Мирошниченко «Шут» и «Шахерезада» — всё же состоится. Увидеть спектакли Пермского театра оперы и балета (о них журнал ТЕАТР. также рассказывал ранее) можно будет 18, 19 и 20 ноября на сцене московского театра «Новая опера», а 24 и 25 ноября — в петербургском БДТ им. Г.А. Товстоногова. Главные партии в «Шахерезаде» исполнят Диана Вишнёва и артист Большого театра Денис Савин. Увидеть балет зрители смогут и онлайн — он, как и большая часть событий Context. Diana Vishneva в сети, будет транслироваться на специально разработанной платформе фестиваля. Кроме того, к показам приурочен выход совместного проекта Context. Diana Vishneva и Arzamas.academy — курса «Как устроен балет на примере спектакля „Шахерезада“».
Параллельная программа фестиваля-2020 будет состоять из десяти разнообразных событий, включая традиционную Кинопрограмму, которую вместе с Context. Diana Vishneva составляет команда Beat Film Festival.
16 октября пройдёт паблик-ток на самую животрепещущую тему текущего года — «В контексте новой реальности». Изменившуюся жизнь театров обсудят онлайн экс-директор балета Парижской оперы и директор Международного фестиваля танца в Каннах Брижит Лефевр, программный директор парижского Театра де ля Виль Клер Верле, генеральный директор Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Антон Гетьман и хореограф Американского театра балета Алексей Ратманский (модератор — программный директор Context. Diana Vishneva Анастасия Яценко).
29 октября пройдёт трансляция диалога Дианы Вишнёвой и Каролин Карлсон — хореографа, танцовщицы, поэта и каллиграфа, знаковой фигуры истории танца и художника в широком смысле. В 2013 году Карлсон создала для Вишнёвой моноспектакль «Женщина в комнате», вдохновлённый творчеством Андрея и Арсения Тарковских. Также Каролин Карлсон проведёт мастер-класс для профессиональных танцовщиков (он будет записан специально для фестиваля с участием танцовщиков Carolyn Carlson Company и показан 19 октября).
Также мастер-классы проведут участники танцевальной компании Wang&Ramirez (организаторы фестиваля напоминают, что это весьма самобытная команда, которая в своём хореографическом языке органично сочетает хип-хоп, балет, современный танец и боевые искусства) — 15 октября для профессионалов, а 17 октября для широкой аудитории — и хореограф и танцовщик Димо Милев (сотрудничал с Начо Дуато, Матсом Эком, Иржи Килианом и другими) — 17 октября (для профессионалов).
Кроме того, в онлайн-формате пройдёт другой мастер-класс: режиссёр и продюсер Катя Телегина проведёт лекцию для широкой аудитории о принципах создания танцевального видео — «Пространство танца и пространство кадра. Как не упустить важные моменты при создании видео». 18 октября в петербургской «Новой Голландии» Телегина проведёт и офлайн-практикум «Танцевальное видео в эпоху безостановочного контента».
Для профессиональных танцовщиков пройдут также мастер-классы в студийном офлайн-формате — их проведут белорусский хореограф, создательница «Воздуха» Ольга Лабовкина (в Москве и Петербурге) и танцовщик, педагог Челябинского театра современного танца Денис Чернышов (только в Петербурге).
Наконец, к недавней юбилейной дате — 80-летию со дня рождения Пины Бауш — приурочены финальные онлайны фестиваля. Напомним, в первоначально запланированной программе смотра был «спектакль-лекция о поэзии, технике и творчестве Пины Бауш» «Moving with Pina» — моноспектакль танцовщицы Кристианы Морганти, на протяжении многих лет являвшейся солисткой Театра танца Вупперталь. В онлайн-формате танцовщика компании Вупперталь Жюли Анна Станзак проведёт 28 ноября два мастер-класса — сначала для профессионалов, а затем для широкой аудитории. Оба будут посвящены спектаклю «Гвоздики» и осмыслению одного из ключевых понятий хореографии Бауш — «внутреннего пейзажа». А 29 ноября пройдёт посвящённая творчеству Пины Бауш лекция-встреча с Робертом Штурмом — ассистентом-постановщиком Пины Бауш и директором труппы Театра танца Вупперталь.
Кинопрограмму Context. Diana Vishneva составили три названия: все три документальных фильма — российские премьеры. «Маги Марен: время действия» (Maguy Marin: Time to Act) — документальный фильм о культовой фигуре современного танца и художественного авангарда Маги Марен, её размышления о свободе, прошлом и настоящем. «Посреди» (Mitten) — фильм-исследование и погружение в процесс сочинения и репетиций спектакля Анны Терезы де Кеерсмакер «Посреди жизни», пошаговое наблюдение за рождением постановки из музыки, математики и мысли. «Бит тёмного города» (Dark City Beneath The Beat) — фильм певицы и музыкального продюсера TT the Artist, «авангардный мюзикл, посвящённый городу Балтимор, где родились жанры электронной музыки и уличного танца», как анонсируют организаторы фестиваля нетривиальную картину — сочетание поставленной хореографии с репортажными съёмками. В Москве показы Кинопрограммы пройдут в «Иллюзионе» и «Пионере», в Петербурге — в Доме кино.
Изучить расписание фестиваля и узнать подробности о событиях смотра можно на сайте Context. Diana Vishneva.