Что сказал «Тангейзер»

Генрих Семирадский, «Христос у Марфы и Марии», 1886
Генрик Семирадский, «Христос у Марфы и Марии», 1886

Хочется разобраться в том, о чем «Тангейзер» Тимофея Кулябина. Скандал заслонил серьезное произведение искусства. И это обиднее всего: вместо судебного разбирательства был бы уместен эстетический разбор.

Кулябин делает Тангейзера кинорежиссером в духе Ларса фон Триера, который оскандалил общественность Вартбургского кинофестиваля фильмом «Грот Венеры» про последнее искушение Христа.

В мотиве состязания певцов в Вартбурге реализуются теоретические постулаты Вагнера о братстве всех искусств в едином театральном пространстве. Гордыня Тангейзера, противопоставившего себя обществу, решившего, что его опыт важнее опыта всех прочих, и гнев певцов, прогнавших гордеца молить прощения к Римскому Папе, — это частный случай, не способный разрушить идею братства художников.

Причина мытарств Тангейзера — раздвоенность сознания европейского человека, человека христианской цивилизации. Германия Вагнера считает себя прямым потомком Римской империи, наследницей античности. Посылая Тангейзера в Рим, немецкое средневековое искусство в лице вартбругских певцов отправляет его разом к Риму языческому и к Риму христианскому. Рихард Вагнер в разные годы жизни разрывался между ними. В искусстве они обретали чаемый синтез.

Но не в душе художника. Таков и Тангейзер — поэт-рыцарь, мученик духа. Испытав сладость телесной любви, он бежит к духовной красоте, но, осознав гибельность мира долга, вновь мечтает об экстатической сексуальности. В душе Тангейзера сражаются Христос и Дионис, а в фигуре Венеры, чей грот посещает Тангейзер, грезится немецкая языческая богиня Хольда. Тангейзер то выпадает из мира сказки, то вновь возвращается в инобытие.

Джон Кольер, «Тангейзер на Венериной горе», 1901
Джон Кольер, «Тангейзер на Венериной горе», 1901

Каков Тангейзер в интерпретации Тимофея Кулябина и художника Олега Головко, которая развивает идеи Вагнера, но не искажает их смыслы, словно надстраивая еще несколько этажей к зданию вагнеровской музыки? При этом не изменив ни ноты, ни слова Вагнера — только сделав новый перевод (Ольга Федянина). В первой сцене Венериного грота ария Тангейзера передана Иисусу — персонажу, плоду творческой фантазии Тангейзера. Тангейзер теперь не средневековый певец, а кинорежиссер. Кулябин использует типичный для европейского искусства метод сценического снижения пафоса: постановка строится на диссонансе между героической музыкой и бытовой жизнью.

Ухо слышит величественную увертюру, а глазу не за что зацепится: на сцене серый кинопавильон ранним утром. В хаосе вещей, на кожаном диване без спального белья просыпается Тангейзер (Стиг Андерсен) — обрюзгший человек с погасшим взором, в мятой серой майке, на которой опрометчиво написано «Censored». Нажал кнопку подогрева чайника, покопался в ноутбуке, полистал альбом. Ни сил, ни желаний, ни воли. Снова лег в одежде и заснул, отвернувшись от зрителя. Силы находятся, когда являются артисты, разворачивается съемочный процесс: Тангейзер стремительно скачет по площадке, показывает «на себе», как следует играть. Жизни нет. Есть только искусство, вторичная реальность, подминающая первую.

Картины из жизни Христа и Венеры нарисованы красками Генрика Семирадского: в окружении живописных античных развалин и полуголой молодежи — полноватый Христос (Андрис Людвигс), не только пользующийся расположением красавицы Венеры (Майрам Соколова), меняющей роскошные платья с рискованными декольте, но и заметно сытый. Это не евангелический Иисус, это Иисус из апокрифа, который рассказывает о мирской жизни Иисуса в годы, не описанные евангелиями, — от детства до начала проповеднической деятельности.

Фото: kommersant.ru
Фото: kommersant.ru

Мы видим Иисуса в неудовлетворенном состоянии духа: он понимает, что телесные прелести Венеры — это плен, несвобода. Покидая грот Венеры, Иисус выбирает путь муки и страдания. И более того: «вперед, к смерти, которую я ищу, к смерти влечет меня». Тут неканонический Христос воплощается в подлинного, знающего о своем смертном исходе. Чары Венеры тают, когда Христос взывает к пречистой Деве Марии.

Интонация мятущегося Христа продолжается в Тангейзере. Вагнеровская Елизавета, влюбленная дева, ожидающая певца из Венериного грота, стала у Кулябина директором Вартбургского кинофестиваля (Олег Головко изобретает красивые белые панно со стильными ажурными буквами) и матерью Тангейзера. Седая женщина, арт-чиновник, еле передвигающаяся на артритных полных ногах, она полностью посвящена своему делу, в которое вернулся блудный сын.

Состязание певцов явлено как презентация режиссерами своих картин (тут и появляется на 26 секунд злосчастный маленький плакат, наделавший столько шума). И в отличие от фильма Тангейзера, снявшего кино про личную боль, фильмы Битерольфа (Алексей Зеленков) и Эшенбаха (Павел Янковский) — это поделка про штампованные сентиментальные чувства и клишированный мистицизм. Тангейзер ведет себя как капризный художник: во время речей натягивает пиджак на лицо, кидается бутылкой воды, кричит и шумно уходит из зала, пытаясь доказать товарищам, что их сладкие речи о любви и долге лишены эмпирического опыта.

И дальше происходит, наверное, самая сильная сцена в новосибирском «Тангейзере». Певцы изгоняют из своего лагеря Тангейзера (аргумент «Он был в гроте Венеры!» говорит нам о том, что скандал с оперой был предсказан Кулябиным), избивают. В дело вмешивается мать Елизавета. И тут мы видим на красной дорожке настоящий семейный кошмар. В земном поклоне на ней распластана седая старуха, гибнущая без сыновней любви («взгляните на меня, на деву, чье цветенье одним ударом уничтожил он»), а рядом с ней сын в рэперском капюшоне затворника примеряется снять сцену о том, как седая полная женщина рыдает на красной дорожке.

Фото: tayga.info
Фото: tayga.info

Воля к творчеству разъела человеческие чувства. Искусство высасывает из человека жизненные силы, оставляя мертвеющему телу только силы на творческую энергию. Художник не способен вернуться в обычный мир семейных радостей и домашнего уюта.Он обречен быть безродным скитальцем, мучимым проблемами духа. Секунда творческого озарения делает его счастливым и полценным для того, чтобы снова через секунду потеряться в смущенности сознания. Эта тема получает свое развитие в третьем акте, в котором Эшенбах и Елизавета ухаживают за потерявшим связь с реальностью, аутичным, грезящим Тангейзером, который пробуждается, только услышав мнимые голоса артистов. Режиссируя в одиночестве, Тангейзер несет креста Иисуса на сценическую площадку. Голгофой художника становится театральная сцена.

В финале вартбургский фестиваль вручает премию — процветший посох Римского Папы — автору лживого фильма Вольфраму фон Эшенбаху. Здесь Кулябин не только иронизирует над идеями Вагнера о синтезе искусств и единстве артели художников, но и над всем театральным истеблишментом с его фестивальными и конкурсными институтами.

В этом содержится и главный парадокс развернувшегося скандала, устроенного теми, кто спектакля не видел. Суждения выносятся по вырванному фрагменту и питаются домыслами. Если судить о фигуре Христа, лишь увидев его в тот момент, когда Иисус раскидывает лавки торговцев в иудейском храме, то можно прийти к выводу, что Христос — хулиган, варвар-разрушитель. «Тангейзер» Тимофея Кулябина — это сочинение о вере. О художнике, который отказывается от бытового, телесного мира ради высокого служения абстрактной идее. Искусство, как и церковь, полно мучеников идеи, мучеников духа, здесь точно так же, как и в церкви, люди сгорают дотла, отрешившись от всего мирского ради веры в магические свойства творчества. В «Тангейзере» не оскорблена вера, а поддержана. Как спектакль Кулябина, так и опера Вагнера в оригинале о том, что искусство — союзник религиозной веры, не соперник, а попутчик.

Комментарии
Предыдущая статья
Крылатые качели 24.03.2015
Следующая статья
Чары мыра 24.03.2015
материалы по теме
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…
Блог
«Её личная религия – помогать людям». К юбилею Алисы Бруновны Фрейндлих
Сегодня вся театральная Россия и, конечно же, Большой драматический театр имени Товстоногова отмечают юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих. Поверить в её возраст невозможно. Как невозможно не любить эту крошечную женщину и великую актрису, которая для всех, кто имеет счастье её знать,…