XVII Международный фестиваль имени Чехова опубликовал программу. На смотре, который пройдёт в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, будут показаны 14 спекталей из 12 стран мира.
В пресс-релизе программа предстоящего смотра описана так: «Неизведанные грани театра: ожившие в танце великие полотна в постановках из Китая и Колумбии, новое прочтение русской классики в спектаклях из Бразилии и Армении, саундрама c элементами боевых искусств из Казахстана, аутентичное африканское пение, глубоко укоренённое в верованиях предков, и современная хореография из ЮАР, острая психологическая драма из Бахрейна, смелый взгляд на произведения Шекспира из Индии и Аргентины, философская кукольная опера из Ирана и магия арабских сказок из Ливана — всё это и многое другое увидят зрители Чеховского фестиваля».
Откроет фестиваль 2025 года спектакль «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа» в исполнении Группы восточных исполнительских искусств из Китая (хореографа — Чжу Лия и Хань Чжень). Создателей этой постановки вдохновила картина «Панорама рек и гор» художника времён династии Сун, образец традиционной китайской живописи. 11-метровый свиток авторы спектакля перевели на язык хореографии, работая почти год вместе с 40 исполнителями. «Благодаря отточенному хореографическому мастерству и сложным декорациям, включающим вращающуюся сцену, легендарное полотно буквально оживёт на глазах зрителей, выстраивая мост между прошлым и настоящим», — сказано в анонсе.
В афише смотра — ещё несколько пластических постановок. С 10 по 12 июля в «Зарядье» будет показано музыкально-танцевальное представление «МОЙЯ», переносящее зрителя в мир южноафриканского искусства, — совместная работа певицы Симфиве Даны и Театра танца Вуяни. Главная идея постановки в том, что внешнее отражает внутреннее, а потому стоит задуматься о выборе нравственных ценностей. А уже с 18 по 20 июля на фестивале будет показан балет «Ботеро» в постановке бельгийско-колумбийской артистки балета Аннабель Лопес Очоа, оригинальную музыку написал Хуан Пабло Акоста. Этот спектакль посвящён творчеству колумбийского художника Фернандо Ботеро. «Балет не просто отдаёт дань уважения мастеру фигуративизма, но и переносит его картины и скульптуры в мир танца. Зрители увидят, как его творения оживают на сцене, выходя за рамки картин и задавая художнику вопросы о своих образах. Спектакль объединяет неоклассический балет с музыкой, которая передаёт дух и красоту Колумбии», — сказано в анонсе.
Заключительной пластической постановкой фестиваля станет балет ливанского Танцевального театра Каракалла «Тысяча и одна ночь» по мотивам арабских сказок (хореографы — Иван Каракалла и Алиссар Каракалла). Это трёхчастная постановка, где звучат сочинения Римского-Корсакова и Равеля, арабская народная музыка и традиционные восточные инструменты.
На фото — сцена из спектакля «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа» © chekhovfest.rua
На фестивале будет представлен и театр кукол. Из Тегерана приедет спектакль Бехруза Гарибпура «Руми», который, как сказано в анонсе, «погрузит зрителей в мир восточной философии и откроет настоящую сокровищницу мудрости, повествуя о жизни Джалаладдина Моуланы Руми, суфийского поэта-мистика XIII века. Опера впечатляет своими масштабными декорациями и большими куклами-марионетками, которыми управляют несколько человек».
Будут представлены на фестивале различные интерпретации сочинений Шекспира. Компания Мандали Толкиз из Индии представит «Сон среднего класса о летней ночи», где темы любви и культурной идентичности исследуются в контексте современной жизни «с индийским колоритом». Ещё один шекспировский спектакль — «Мера за меру (Это твоя вина)» аргентинского режиссёра Габриэля Чаме Буэндиа. В анонсе сказано: «Спектакль исследует темы вины, справедливости и двойственности морали, предлагая зрителю задуматься о природе человеческого существа и хрупкости жизни. Через призму клоунады и с помощью остроумных игровых моментов Чаме открывает мир, в котором каждый вынужден выбирать между нравственными принципами и выживанием».
Несколько спектаклей фестивальной программы будут основаны на русской классике. В их числе — постановка армянского режиссёра Сурена Шахвердяна «Деньги. Страсть. Власть» (интерпретация романа Гончарова «Обыкновенная история») и спектакль «Кроткая» по Достоевскому, созданный двумя выпускниками ГИТИСа — Алехандро Гонсалесом Пуче из Колумбии и Ма Чжен Хун из Китая.
На фото — сцена из спектакля «Ботеро» © chekhovfest.rua
Традиционно Чеховский фестиваль становится копродюсером новых постановок, и на этот раз на смотре будет представлен его совместный с Государственным театром «Амазгаин» имени Саркисяна (Армения) проект — авторский спектакль Симона Абкаряна «Пенелопа». Главную роль в постановке будет играть Нарине Григорян — художественный руководитель театра, хорошо знакомая российским зрителям как режиссёр. В анонсе сказано: «В фокусе спектакля — борьба двух систем ценностей: для одной важны семья, верность своим корням и право человека оставаться собой, а другой — только материальные блага».
Кроме того, на фестивале будут показаны спектакли «Основание» — работа Театра Альсавари из Бахрейна, основанная на событиях гражданской войны в Испании и на личном опыте драматурга Антонио Буэро Вальехо (режиссёр — Исса Сандид); колумбийский спектакль «Полковнику никто не пишет», который поставил друг Маркеса Хорхе Али Триана с Театром Колон в Боготе, колумбийской Лабораторией Народного театра и живым петухом; театральная интерпретация знакового для бразильской культуры романа Машаду де Ассиса «Посмертные записки Браса Кубаса», поставленная режиссёром Пауло де Мораэсом и компанией «Армазем»; масштабная саундрама «Mamluk. Султан Бейбарыс», созданная Фархадом Молдагали с Театром традиционного искусства «Алатау» и Театральной лабораторией StarTDrama (Казахстан).
Чеховский фестиваль состоит из нескольких программ: помимо международной, в их числе — московская, региональная и образовательная. О том, что будет на них представлено в 2025 году, организаторы сообщат дополнительно.