Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства к 25-летию своего филиала — Музея-квартиры семьи актёров Самойловых — открывает выставку «Артист Высочайшим указом».
С 25 апреля до 15 декабря посетители смогут ознакомиться с жизнью театрального Петербурга середины 19 века — то есть в его «золотую эпоху», во времена Александра I и Николая I.
Отметим, что избранная тема и ракурс, в котором она будет представлена на выставке, представляются крайне актуальными сегодня и, вероятно, во все времена в России: речь идёт о «парадной и закулисной жизни», о той сложной внутренней драматургии, которая определяла взаимоотношения артистов, дирекции императорских театров, а также императорского двора — и прежде всего, самих государей, активно интересовавшихся театром (не только как искусством в чистом виде, но и как важным социальным явлением, значимой составляющей общественной жизни).
На выставке представлены экспонаты не только из фондов Музея театрального и музыкального искусства, но и произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа, а также документы из фондов Российского государственного исторического архива. Важно, что фотографии (фотохроника будней Театрального училища) и живописные полотна, гравюры, рисунки и предметы из коллекции театрального музея (в числе последних — наградные знаки, которые императоры дарили артистам) на выставке сочетаются с регламентирующими театральный быт указами: внутренний сюжет выставки выходит далеко за пределы специфического бытописания, под новым углом рассматривая темы взаимоотношений театра и общества, художника и власти.
«Множество сохранившихся документов свидетельствуют о высокой степени внимания российских императоров к театральным делам и нуждам актёров, — рассказывают организаторы выставки. — Среди царских указов есть и довольно курьёзные — о воспрещении в театрах неприличных знаков, о воспрещении актёрам отращивать бакенбарды, вступать в масонские ложи и т.п. Несмотря на популярность театра и высокую образованность многих представителей актёрской профессии, артисты долгое время находились вне круга порядочного общества. Чиновников, желающих поступить в актёры, лишали всех чинов, а офицерам запрещалось вступать в брак с актрисой.
Ещё сложнее были взаимоотношения актёров с непосредственным начальством — Дирекцией Императорских театров. Злоупотребление властью, интриги и расточительство, грубость и несправедливость зачастую приводили к конфликтам, разочарованиям и отчаянию. В.В. Самойлов, будучи даровитым художником и человеком не робкого десятка, сделал множество остроумных и язвительных шаржей на представителей Дирекции и даже на министра Императорского двора В.Ф. Адлерберга (рисунок „Два вора“)».
«Особо ожидаемым экспонатом» на выставке организаторы называют обнаруженную менее года назад картину кисти Ильи Репина — портрет Василия Васильевича Самойлова, датируемый 1886 годом.