Антон Фёдоров ставит в Пскове кинохронику булгаковской вьюги

На фото - момент репетиции спектакля "Морфий" © Игорь Ефименко

12 и 13 мая в Псковском театре драмы имени Пушкина пройдёт премьера спектакля «Морфий». В основе этой постановки Антона Фёдорова по Булгакову — одноимённый ей рассказ и цикл «Записки юного врача».

Для Антона Фёдорова «Морфий» — первый опыт сотрудничества с Псковской драмой. Выбрав органичного пространству автора, режиссёр счёл одной из важных и актуальных сегодня тем булгаковский «народ» — по мнению Фёдорова, это понятие в «Записках юного врача» оказывается во многом родственным главному образу, вьюге. Однако принципиальным для режиссёра было осмысление себя как части этого таинственного «народа» — и создателями спектакля, и его героями. При этом метафизические и экзистенциальные вопросы в «Морфии» Фёдоров помещает в пространство условности и игры. Уходя от прямой актуализации текста или, напротив, «исторически достоверной» формы, он обращается к эстетике раннего кинематографа.

Подробнее об этой эстетике и о том, как на сцене сосуществуют два персонажа (Доктор и Поляков), Антон Фёдоров рассказал нашей редакции: «Основа спектакля — противоположные истории, линейно соединённые в одну с двумя разными персонажами. Доктор приезжает в сельскую больницу, ему словно снится сон, как он погружается в сумрак и кошмар. Но есть как будто и альтернатива, когда он просыпается — „мы сейчас организуем здесь жизнь“, — а дальше он засыпает и видит историю Полякова. Длинный кошмар, сновидение, где две самодостаточные истории каждый раз борются друг с другом.

„Кинохроника“ и „мультфильм“ в нашем случае — это способ актёрского существования. Мы многое вспоминали: и „Путешествие на Луну“ Мельеса, и Чаплина, фильмы Люмьеров и документальную хронику, и „Ёжика в тумане“… Но ошибочно думать, что если язык или средство в спектакле — маска, кукла, мультик, — то оно лишено психологии. Мы-то всё равно рассказываем историю, пропуская её через себя. Тот же „Ёжик в тумане“ — „просто мультик“ — нагружен многими смыслами. И мы в игровую форму запечатываем, интегрируем очень большой объём, в том числе личный или актуальный. И вся инсценировка, которую я сам писал, создана из коротких фрагментов, обрывков фраз, даже отдельных слов, которые как бы из вьюги и доносятся.

„Ёжик в тумане“ — это важное эмоциональное пространство, которое нам всем знакомо. По-моему, то же самое, что и булгаковская вьюга: то ли ты там что-то видишь, то ли тебе показалось; то ли снится, то ли реально. И что вообще реально в этой вьюге и в этом тумане, реален ли я сам в своём сне?..».

Доктора в «Морфии» сыграет Александр Овчаренко, Полякова — Камиль Хардин. Также в спектакле заняты Наталья Петрова, Анна Шуваева, Сергей Попков, Екатерина Миронова и Денис Кугай. Антон Фёдоров является не только режиссёром, но и художником «Морфия». В постановочную команду, помимо него, вошли Александр Стройло (соавтор Фёдорова в качестве художника по костюмам), художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Владислав Щетинин и композитор Григорий Калинин.

В наших соцсетях вы также можете прочитать «Пять причин», по которым Антон Фёдоров выбрал для постановки булгаковский «Морфий» и «Записки юного врача».

Антон Фёдоров окончил актёрский, а затем режиссёрский факультеты Щукинского училища. Играл в театре «Около дома Станиславского». В числе режиссёрских работ — спектакли «Земляки», «Шукшин» и «Глумов» в Салаватском государственном драматическом театре, «Пьяные» в Стерлитамакском государственном русском драматическом театре, «Где ты был так долго, чувак?» в саратовском театре ДТКУ, «Таганок» в Стерлитамакском государственном театрально-концертном объединении, «Ревизор» в московском театре «Около дома Станиславского», «Это не я» в Театре.doc, «Петровы в гриппе» и «Буковски» в «Гоголь-центре», «Королевство кривых» в Альметьевском государственном татарском драматическом театре, «Иваново детство» в Казанском ТЮЗе, «Ребёнок» в Воронежском Камерном театре. Трижды номинант «Золотой Маски» (в сезонах 2019-2020 и 2020-2021).

Комментарии
Предыдущая статья
В Нью-Йорке открылась выставка стеклянных скульптур Роберта Уилсона 09.05.2022
Следующая статья
Лисовского отпустили из полиции после чтения «Государства» Платона 09.05.2022
материалы по теме
Новости
Петербургский театр КУКФО покажет Шекспира «в петрушках»
Сегодня и завтра, 27 и 28 марта, в петербургском театре «Кукольный формат» (КУКФО) пройдёт премьера спектакля Бориса Константинова «Ромео и Джульетта» (12+) по одноимённой пьесе Шекспира.
Новости
Тонышев ставит «итальянскую комедию» об «актёрской кухне»
Сегодня, 27 марта, на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Сергея Тонышева «Габриеле. Итальянская комедия».