24 февраля, а также 8 и 9 марта в Аудитории Музея Москвы театр «Практика» представит премьеру мультимедийного спектакля Вики Приваловой «Александр_а» по пьесе Екатерины Августеняк, написанной на основе дневников Александры Коллонтай.
Спектакль вырос из эскиза, над которым Вика Привалова работала в 2015 году на лаборатории Юрия Бутусова. Тогда у неё появился интерес к личности Александры Коллонтай. «Меня поразил и покорил не только тот масштаб и фундаментальный вклад Александры Михайловны Коллонтай в то, как сейчас выглядит современный мир, но и лёгкость, чувство юмора, отражение яркого и живого ума в её письмах и дневниках», — рассказала Вика Привалова журналу ТЕАТР. В 2017 году она выпустила спектакль «Тихая революция» о первой советской феминистке на площадке Трансформатор.doc. Свою новую работу об Александре Коллонтай Вика Привалова хочет сделать «в более современной и вовлекающей форме».
В названии спектакля «Александр_а» используется гендергэп — символ подчёркивания, который отделяет основную частью слова от его окончания и обозначает уравнивание всех гендеров, в том числе небинарных и неопределённых. «Мы с драматургом Катей Августеняк использовали этот символ для того, чтобы показать, что важен не столько гендер, сколько личность, о которой мы говорим, — рассказала Вика Привалова журналу ТЕАТР. — Тем не менее, в спектакле мы будем делать акцент на том факте, что она женщина в политике. Александра Коллонтай — первая женщина-посол в мире, кажется, что это очень важный момент в истории политической жизни всех стран. А ещё в мемуарах Коллонтай написано, что в роддоме произошла путаница и при рождении она была записана как мальчик, поэтому гендергэп ещё и отсылает к этому факту из жизни героини».
Личность Коллонтай и её жизнь, по мнению создателей спектакля, выходят за рамки одной роли, поэтому создавать «полнотелый образ персонажа», как говорит Вика Привалова, будут три актёра. На сайте театра «Практика» так характеризуются роли и их исполнители: «Марина Брусникина представит Александру-дипломата — женщину, владеющую тонкостями психологической игры и сохраняющую контроль над любой ситуацией. Алиса Дмитриева примерит на себя роль уязвимой Коллонтай — чувственной, эмпатичной, верящей в утопию и способной пробивать стены на пути к своей мечте. А Фёдор Кокорев станет ведущим исторических событий и альтер-эго Александры Михайловны».
В целом Вика Привалова характеризует будущий спектакль как камерную историю и «некое игровое поле, в котором присутствуют несколько эпизодов из жизни героини». «Это достаточно минималистичная работа с точки зрения художественного оформления, — говорит режиссёр, — плюс мы старались найти экологически ориентированные решения. Для меня было важно по возможности отказаться от дополнительной печати, поэтому в спектакле есть элементы digital: зрителям нужно будет взять свои мобильные телефоны, чтобы взаимодействовать с постановкой. Спектакль будет длиться где-то час двадцать, без антракта, в достаточно бодром темпе, с вовлечением и использованием документальных фрагментов, её дневниками».
Вика Привалова отмечает, что в спектакле раскрываются темы памяти, восприятия человека последующими поколениями. «Александра Коллонтай сделала много для нас и того мира, в котором мы сейчас живём, — говорит режиссёр. — Но мы стали об этом забывать, поэтому для меня важно сделать спектакль о ней. Он про красоту личности, её масштаб и неоднозначность, про любовь, отношения с внешним миром, про человека, который взял на себя роль лидера, и о последствиях этого выбора. Для меня этот спектакль ещё и про нормализацию присутствия женщины в политике и в целом в решении главных вопросов. А также, возможно, вы удивитесь, но многие современные слова про независимость и самоценность женщины были уже сказаны и манифестированы Александрой в XX веке. Мне кажется, что это знание даёт более широкое понимание, как видоизменилась повестка сейчас. А ещё этот спектакль про признание, про возможность сказать „спасибо“».
Вика Привалова — режиссёр театра, кино и анимации, художница. В 2015 году окончила ВГИК по специальности режиссёр мультимедиа (мастерская Ольги Горностаевой). Работала как мультимедиа-художник над спектаклем «Девушки в любви» в театре «Практика». Поставила «Совместные переживания» по пьесе Евгения Казачкова в Центре имени Вс. Мейерхольда (спецпрограмма «Золотой Маски»), «тихую революцию» по дневникам Александры Коллонтай на площадке Трансформатор.doc. Спектакль «Мам, привет» был номинирован на премию «Золотая Маска»-2020 в номинации «Лучший спектакль в эксперименте».