«Золотая маска» назвала спектакли зарубежной программы

Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» анонсировала программу зарубежных спектаклей, которые будут показаны в юбилейный для «Маски» год, совпавший с Годом театра. В программе, которую составляли Марина Давыдова и Антон Флёров, четыре названия: британская и израильская хореографические постановки и два драматических спектакля — работы Кристофа Марталера и Саймона Стоуна.

Зарубежные спектакли в программе отечественного фестиваля — не парадокс, а закономерность, настаивают организаторы, поясняя: «Будучи российским фестивалем и премией, „Золотая Маска“, прежде всего, сосредоточена на особенностях и состоянии отечественного театра. Очевидно, что российский театр не существует в отрыве от творческих вопросов и идей, которыми задаются художники всех стран. Мы постоянно убеждаемся, что влияния, пересечения, заимствования, появление нового, оригинального, невиданного ранее делают театральную жизнь сложной, непредсказуемой и увлекательной. Мировой контекст не только питает и обогащает театр в нашей стране, но и испытывает влияние русского театра».

Кроме того, организаторы напоминают, что «Золотая маска» давно вышла за пределы локального российского смотра: диалог с зарубежным театром стараниями «Маски» не только налажен, но давно стал двусторонним — успехи фестиваля в организации гастролей отечественных спектаклей в странах Балтии, в Польше и Израиле, в частности, были отмечены даже в юбилейном поздравительном послании президента Путина, а сами организаторы обращают внимание как на ранее проводившиеся программы «Легендарные спектакли и имена» и «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли», позволившие самому широкому кругу российских зрителей познакомиться с работами выдающихся мировых режиссёров и хореографов («Маска» привозила спектакли Хайнера Мюллера, Кристиана Люпы, Уильяма Форсайта, Сильви Гиллем, Иржи Килиана, Хайнера Гёббельса), так и на ежегодную программу Russian Case, в рамках которой иностранные театральные деятели отсматривают российские спектакли, которые могут заинтересовать зарубежного зрителя.

18 и 19 апреля на сцене Театриума на Серпуховке берлинский театр «Фольксбюне» сыграет спектакль Кристофа Марталера «Знакомые чувства, смешанные лица». Напомним, цюрихская постановка Марталера «Мы берём это на себя» этой осенью была показана в рамках фестиваля NET — что было примечательным событием в том числе и потому, что московские показы стали последними в истории спектакля. История берлинской постановки драматична даже в большей степени: «В 2017 году закончилась одна из самых плодотворных и оригинальных глав в истории современного театра: после 25 лет руководства Франк Касторф покинул легендарный берлинский театр „Фольксбюне“, а весь репертуар театра попросту перестал существовать. Кроме спектаклей самого Касторфа тут шли спектакли другого выдающегося режиссёра Кристофа Марталера. И среди них „Смешанные лица, знакомые чувства“, один из шедевров мастера. С потерей шедевра сложно смириться. Тем больше была радость, когда выяснилось, что Марталер и артисты сумели восстановить его для гастрольных показов», — пишет Марина Давыдова. И уточняет, что, кроме прочего, «Смешанные лица…» интересны и намеренными рифмами с самым, быть может, знаменитым спектаклем современного классика — «Убей европейца», работой начала 1990-х годов.

1 и 2 мая на сцене Театра им. А.С. Пушкина швейцарский Театр Базеля сыграет спектакль Саймона Стоуна «Три сестры». Именно эта постановка нового кумира театральной Европы родом из Австралии в 2017 году открывала «главный фестиваль всего немецкоязычного региона Theatertreffen», как формулирует Марина Давыдова. Опыт «Трёх сестёр» примечателен виртуозным превращением знакомой наизусть пьесы в новую и абсолютно сегодняшнюю историю, где драматургия Чехова, по выражению Давыдовой, «транспонирована» в современность, и метаморфозы переписанного текста актуализируют первоисточник: если воспринимать спектакль и пьесу, переписанную «от первого и до последнего слова» (Давыдова) вне контекста чеховской драмы, испаряется их внутренний объём и смыслы. Поэтому становится возможной ситуация, когда «никаких специальных авангардных сверхусилий, но каждое слово, каждый герой чеховской драматургии оказываются пронизаны у Стоуна свойствами сегодняшнего времени», подытоживает Марина Давыдова.

Уже осенью, 11 и 12 октября, на сцене Театра Наций пройдут показы спектакля израильской Танцевальной компании L-E-V — дилогии «Love Cycle» («OCD Love» и «Love Chapter 2») в постановке Шарон Эйяль и Гая Бехара. Части дилогии создавались в разное время, но вместе они создают новую историю о любви, одиночестве и страхе: «показанный последовательно, Love Cycle представляет не только очень индивидуальную эстетику и уникальный способ существования на сцене, но и объект бескомпромиссного современного искусства», — пишет Антон Флёров. И отмечает, что «смелость, бескомпромиссность и открытость Love Cycle создают взрывной контраст с бестревожным ритмом танцевального мейнстрима». Танцовщица и хореограф Шарон Эйяль и мультимедиа-дизайнер Гай Бехар, основатели L-E-V Dance Company, создают спектакли, в которых сложность самобытного театрального языка соединяется с универсально понятной и захватывающей эмоциональностью. Одна из работ команды, спектакль «House», в 2014 году была показана в рамках зарубежной программы «Золотой маски» и снискала самые восторженные отзывы как критиков, так и зрителей, равно заворожённых постановкой.

Наконец, четвёртый спектакль «масочной» зарубежной программы — «Автобиография» Уэйна МакГрегора (Танцевальная компания Уэйна МакГрегора, Великобритания), который «Золотая маска» представляет совместно с Международным фестивалем современного танца «Dance Inversion». О датах и месте показа этой работы «бескостной» британской труппы пока не сообщается.

Фото: goldenmask.ru.

Комментарии
Предыдущая статья
Антон Фёдоров в «Около» ставит «Ревизора» с Семёном Штейнбергом 20.02.2019
Следующая статья
В «Гоголь-центре» играют «Боженьку» по версии Никиты Кукушкина 20.02.2019
материалы по теме
Новости
В Чечне проходит фестиваль национальных театров
До 19 сентября в Грозном проходит первый Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация». На смотре представлено 14 спектаклей.
Новости
В Москве пройдёт Четвёртый фестиваль «Видеть музыку»
Четвёртый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» пройдёт в Москве с 16 сентября по 11 ноября.