Новый номер журнала ТЕАТР. посвящён феномену лабораторий

Обложка журнала ТЕАТР. №39

Вышел новый, 39-й номер журнала ТЕАТР. Приобрести его можно уже сегодня в книжном магазине «Театральные книги» и Электротеатре Станиславский. В скором времени журнал будет доступен в театральных отделах книжных магазинов Москвы и в «Порядке слов» в Санкт-Петербурге.

Главный редактор журнала ТЕАТР. Марина Давыдова рассказала о главных сюжетах нового номера.

«Номер посвящен феномену лабораторий. Мы в какой-то момент поняли, что реальность, в которой мы существуем в России, в значительной степени сформирована многочисленными лабораториями, которые сначала стали проводиться где-то в провинции, а потом уже перекочевали и в столицы. Сейчас это очень распространенный театральный формат. И, надо сказать, что он у нас как-то особенно прижился. Я не встречала такого количества лабораторий за пределами России. Есть воркшопы, мастер-классы, но чтобы на базе крупных государственных репертуарных театров проводилось такое количество лабораторий, я не видела. В России же в силу самой географии нашей страны это стало очень важной формой театральной жизни . И я подумала, что интересно понять, а что такое театральная лаборатория не в узком смысле, а вообще — феномен лаборатории.

Мы рассматриваем его в самых разных ипостасях, в разных жанрах того, что называется «performing arts». Что такое лаборатория в современном танце, в драматическом театре, в опере (там тоже есть свои лаборатории). А что такое лаборатория в области «новой драмы»? Выясняется, что многие фестивали — «Любимовка» и другие — тоже своего рода лаборатории. Что такое лаборатория в рамках социального театра? Что такое лаборатория сайт-специфик?

Иногда мы сосредотачивались на конкретных фигурах. Есть например лаборатории Бориса Юхананова, который предпочитает их называть как-то иначе и категорически отрицает слово «лаборатория». А есть Дмитрий Крымов, у которого тоже свои алхимические опыты.

И, наконец, важная составная часть номера — это то, что мы заглядываем в прошлое. Мы вообще часто исследуем белые пятна российской театральной истории или имена, которые с нашей точки зрения могли бы стать именами первого ряда, но в силу неких причин были отодвинуты на периферию. В этом номере, скажем, у нас есть две статьи, посвященные «театру синтеза», который делали Михаил Хусид и Юрий Соболев. Мне кажется, это очень важные тексты, они, в частности, о способе работы с артистами, который они использовали на пресечении с психологическими и даже, скорее, психотерапевтическими практиками. Для меня многое в них было большим открытием. Мы вспоминаем и зарубежный опыт американской театральной жизни — Колледж Блэк Маунтин. Хочу обратить особенное внимание на опубликованное в номере есть интервью Арнольда Аронсона с легендарным Рихардом Шехнером, где он рассказывает о своем «театре среды».

Ну и, наконец, нас есть несколько текстов, посвященных конкретным лабораториям, которые проходили в разных провинциальных городах — в Пскове, Новосибирске. Мы по-прежнему стараемся следить за тем, что происходит не только в столицах, но и во всей театральной России».

Комментарии
Предыдущая статья
На сотом Зальцбургском фестивале покажут спектакли Уилсона, Кастеллуччи, Варликовского и Мило Рау 14.11.2019
Следующая статья
Олег Липовецкий стал лауреатом премии «Сделано в России-2019» 14.11.2019
материалы по теме
Архив журнала
ОТ РЕДАКЦИИ
Номер журнала ТЕАТР, который вы держите в руках, целиком состоит из текстов молодых театроведов. Для нас это очень важный проект. Мы часто заказывали молодым авторам статьи, но теперь нам захотелось понять, как выглядит круг их собственных интересов. Для этого редакция…
24.10.2020
Новости
«ТЕАРТ» покажет в Минске записи спектаклей Крымова и Касторфа
Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» организует серию видеопоказов  европейских режиссеров на площадке культурного хаба ОК16.