Земля свобод: откуда на ВДНХ зал Рубенса

©Kurt Van Der Elst

В Петербурге на Театральной олимпиаде и в Москве на фестивале «Вдохновение» выступила бельгийская труппа FC Bergman со спектаклем-инсталляцией «Земля Нод».

В Москве спектакль играли в огромном павильоне ВДНХ, где выстроили зал Рубенса из Антверпенского музея изящных искусств. Внутри всего одна картина – «Прободение ребра Спасителя», довольно мрачного колорита и с натуралистическими подробностями в изображении искореженных болью тел. Грандиозное полотно – константа, под которой «чистят себя» или просто живут своей жизнью разнообразные посетители. Китайские туристки заходят, чтобы сделать дежурное селфи и отправиться дальше, бодро чирикая о своем. Какая-то девушка вдруг натурально описается от восторга при встрече с прекрасным. Кто-то зайдет в галерею просто спрятаться от дождя и, погруженный в свои мысли, даже не взглянет на картину, но снимет мокрую одежду и станет похож на Спасителя на холсте.

Земля Нод упоминается в Библии как место, куда сослали Каина после убийства брата Авеля. Это земля скитаний и изгнания, и в то же время – земля прибежища, укрытия для тех, кто отвергнут богом и людьми. Таким убежищем в спектакле становится зал музея — то есть искусство и культура, если брать шире. Это спасительный ковчег для всех нас, потерпевших крушение в бурном социуме, иногда – в самом буквальном смысле. В одной из сцен зал превращается в укрытие при бомбежке: весь пол застилают одеялами для беженцев и оставшихся без крова. Но даже под раскаты взрывов жизнь продолжается. Между героями возникают привязанности, вспыхивают романы, случаются и драки.

Смотрители музея – комичные дядьки с рациями и гремящими связками ключей – не знают, как и реагировать на эти внезапные проявления, сбиваются с ног, пытаясь соблюсти порядок: подтирают пол, убирают мусор, иногда также деловито выкидывают трупы. И тут возникает другая тема: противопоставление музея как мертвого, конвенционного пространства и бурной стихии жизни, нарушающей его священную тишину и покой. Особенно хороша тут вдохновенная беготня по залу, переходящая в полет троицы героев, подражающих персонажам Годара из «Банды аутсайдеров» или «Мечтателей» Бертолуччи.

Тут вообще довольно много цитат. Вспоминается, конечно, и Ромео Костеллуччи со спектаклем «О концепции лика Сына Божьего», где на земные и очень плотские страдания взирал огромный лик Христа с картины Мессины. И «Знакомые чувства, смешанные лица» Марталера, где в пустом павильоне со следами снятых картин бродят такие же растерянные и потерянные чудаки. Но при этом повествование выглядит совершенно самостоятельным, оригинальным и парадоксальным. Ты никогда не можешь угадать, что случится в следующий момент.

Единственный персонаж со сквозным действием тут – музейный хранитель, которому нужно вынести картину из зала. Но дверной проем оказывается слишком мал, и парню приходится идти на всяческие ухищрения, чтобы осуществить свой план. В результате он взрывает павильон и среди обломков и хаоса тащит огромный холст к выходу по световой дорожке – и эта красивая и наполненная смыслами (спасение искусства или все же спасение в искусстве?) сцена сама по себе достойна кисти живописца. Нельзя сказать, кого именно нужно благодарить за эту тонкую работу со светом, так как у постановки коллективное авторство. Члены группы FC Bergman, актеры и художники, часто используют принцип горизонтального театра, то есть придумывают спектакли сообща, предпочитая режиссерскому диктату анархистские художественные методы.

Вероятно, поэтому в «Земле Нод» так чувствуется легкость и свобода – свобода высказывания, выбора языка, смены приемов, существования на сцене здесь и сейчас всех без исключения исполнителей. И еще свобода трактовок, которая предоставлена зрителям: мы ни на чем не настаиваем, мы рассказываем истории без слов, а вы вольны их понимать так, как можете только вы.

Комментарии
Предыдущая статья
Александр Калинин отпущен под домашний арест 11.07.2019
Следующая статья
Это тебе, Адочка! 11.07.2019
материалы по теме
Новости
Театральный фестиваль «Вдохновение» на ВДНХ объявил программу
Фестиваль пройдёт с 5 по 21 июля и включит в себя два десятка событий — от мультижанровых работ европейских театральных авангардистов до проекта «Любимовки» под названием «Дружба народов».