Семён Серзин выпускает московско-петербургский спектакль о Шпаликове

На фото – Евгений Серзин в спектакле «Я шагаю по Москве» (Community Stage). Фото предоставлено организаторами

17 июня в Петербурге в пространстве Social Club, а 24 июня — на московской площадке Community Stage сыграют премьеру спектакля Семёна Серзина «Я шагаю по Москве».

«Путешествие в прошлое по дневникам Геннадия Шпаликова», как обозначен жанр спектакля (копродукция питерского «Невидимого театра» и московской Community Stage), подразумевает движение, аналогичное тому, что вынесено в название — «Я шагаю по Москве». В основе текста, произносимого единственным актёром-участником спектакля Евгением Серзиным в диалоге с аккордеоном (Павел Чернейкин), помимо дневников, — все доступные тексты Шпаликова: стихи, песни, письма, сценарии. Композицию составил режиссёр спектакля Семён Серзин при участии исполнителя главной роли.

Хотя камерная история о герое «оттепельной» эпохи, в «застойное» время ставшем трагическим, формально вписывается в ряд поставленных Серзиным «спектаклей-квартирников» (в частности, в созданном им в Петербурге «Невидимом театре» идут спектакли «Стыдно быть несчастливым» по дневникам Володина и «Невидимая книга» по записным книжкам Довлатова), появиться в нём Шпаликов отнюдь не был обязан. По словам Семёна Серзина, именно это «не обязан» и стало отправной точкой для замысла спектакля: «Но как обычно бывает — всё случайно: и Москва в моей жизни (куда я, по сути, переехал год назад), и памятник у ВГИКа, и книжный магазин на Третьяковской — где на меня смотрела книжка о Шпаликове и я не смог её не купить… И мой брат [Евгений Серзин], конечно, — который, правда (и к счастью), схож со Шпаликовым лишь романтически-импрессионистическим ощущением жизни», — рассказал режиссёр журналу ТЕАТР.

«Все, кто знал Шпаликова, говорили: он самый солнечный, искрящийся, ослепительно улыбающийся, добрый, бескорыстный человек. Одним вечером Геннадий Шпаликов приехал на дачу, открыл дверь, взял старый потрёпанный шарф и повесился, — напоминают организаторы. — На спектакле мы отмотаем, как на киноплёнке, жизнь самого светлого поэта и сценариста шестидесятых: мифические оттепельные 60-е, те самые стихи, первая любовь, песни, молодость и уверенность в том, что „скоро всё будет очень хорошо“».

А Семён Серзин говорит о том, что «оттепель» для него — прежде всего отсутствие двойственности: «Я бы сказал, что Шпаликова сейчас не столько вспоминают, сколько начали вспоминать, — поделился он с журналом ТЕАТР. — Может быть, захотелось „оттепели“… Честности — её хотелось бы и не хватает. Сейчас вышел потрясающий сериал „Чернобыль“ — и как он потряс нашу страну честностью! От лжи все очень устали».

Основной и по сути единственный элемент сценографии — лампы и лампочки: «Вообще все решения возникают у меня из соображений — чтоб влезло в два чемодана. Думали об образе города — возникли огни. А потом и свет — которого он ищет и не находит. Да чёрт знает, как оно придумывается…» — рассказывает журналу ТЕАТР. Семён Серзин. На московской площадке Community Stage напротив полукруга зрительских рядов — полукруг «библиотечных» книжных полок, в петербургском Social Club пространство устроено иначе. Кроме того, образ Москвы для спектакля, как и для Шпаликова, имеет принципиальное значение. Однако Семён Серзин отмечает другое различие: «В Питере другой зритель — он смотрит напряжённо и придирчиво к самому себе. Только в этом смысле есть разница. Для меня, в целом, в Питере играть — как по гамбургскому счёту. Вообще для меня Шпаликов — это Питер в Москве почему-то. Поэтому, может, и придумалась эта затея — премьера в двух городах».

Напомним, черновые показы спектакля (в формате work-in-progress) уже проходили в Москве и Петербурге, однако полноценная премьера в обоих городах запланирована на июнь.

Комментарии
Предыдущая статья
Александровский и Ловянникова превратят Ясную Поляну в театр 08.06.2019
Следующая статья
В Минске готовят документальный спектакль о неравенстве 08.06.2019
материалы по теме
Новости
Петербургский театр КУКФО покажет Шекспира «в петрушках»
Сегодня и завтра, 27 и 28 марта, в петербургском театре «Кукольный формат» (КУКФО) пройдёт премьера спектакля Бориса Константинова «Ромео и Джульетта» (12+) по одноимённой пьесе Шекспира.
Новости
Тонышев ставит «итальянскую комедию» об «актёрской кухне»
Сегодня, 27 марта, на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Сергея Тонышева «Габриеле. Итальянская комедия».