Пушкинский музей открывает выставку о Прокофьеве и Рихтере

Эскиз декорации Бориса Эрдмана «Африка» к балету Сергея Прокофьева «Золушка» © Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

С 19 ноября 2021 по 6 марта 2022 года ГМИИ им. А.С. Пушкина представит выставку «Сергей Прокофьев – Святослав Рихтер. Короткие встречи», приуроченную к 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Выставка пройдёт в Мемориальной квартире Святослава Рихтера на Малой Бронной в Москве.

На выставке будут представлены произведения изобразительного искусства и архивные материалы из собраний Государственной Третьяковской галереи, музеев Большого, Мариинского и Михайловского театров, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки, Российского государственного архива литературы и искусства, Красногорского архива кинофотодокументов, а также из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина.

«Сергей Прокофьев – один из классиков советской музыки, вернувшийся на родину в середине 1930-х годов, но так и не ставший «своим», – рассказывают организаторы. – Святослав Рихтер оказался в числе первых и лучших интерпретаторов прокофьевского гения, открыв в его музыке “новую красоту”, полярность образов и стихию неукротимого движения. В свою очередь, сочинения Прокофьева помогли молодому музыканту, воспитанному на немецкой и русской классике, почувствовать вкус к современной музыке, освоить непростой язык XX века».

Выставка состоит из нескольких разделов, посвящённых ключевым событиям в биографиях музыкантов, когда их пути пересекались, начиная с первого турне Прокофьева по России в 1927 году и заканчивая последними московскими концертами 1950-х.

Откроют экспозицию материалы, посвящённые премьерам оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (1926–1927), гастролям композитора, а также детству Рихтера, прошедшему в Одессе, когда он впервые увидел молодого Прокофьева, словно сошедшего с футуристической «обложки “Трех апельсинов”, – не то фокусник, не то персонаж из Гофмана».

Следующая веха – время учёбы Рихтера в Московской консерватории в классе Генриха Нейгауза, встречи с Прокофьевым в доме на улице Чкалова, а главное, первые публичные выступления с фортепианной сонатой № 6 (ор. 82) и фортепианным концертом № 5 (ор. 55) под управлением автора (1937–1940).

«С этими знаменательными для Рихтера событиями, совпадают легендарные постановки балета Прокофьева “Ромео и Джульетта” в Ленинграде и оперы “Семён Котко»” в Москве, – продолжают организаторы. – Рихтер вспоминал: “В тот вечер, когда я впервые услышал “Семёна Котко”, я понял, что Прокофьев – великий композитор”».

На выставке можно будет увидеть эскизы Петра Вильямса к первой постановке балета «Ромео и Джульетта» (ГАТОБ им. С.М. Кирова, январь 1940) и эскизы Александра Тышлера к премьере оперы «Семён Котко» (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского, июнь 1940).

Центральный раздел выставки будет посвящён военному времени, когда «гений Прокофьева достиг “олимпийских высот”». Именно в это время была написана триада фортепианных сонат, шедевры камерно-инструментальной музыки, Пятая симфония, балет «Золушка», создан совместно с Сергеем Эйзенштейном фильм «Иван Грозный» и, наконец, его монументальное полотно – опера «Война и мир».

Кроме того, на выставке будут показаны редкие архивные фотографии и рукописи, впервые можно будет увидеть эскизы Владимира Дмитриева и Теодоры Шорр к ленинградской премьере оперы «Война и мир» (МАЛЕГОТ, 1946), а также эскизы декораций Бориса Эрдмана к балету «Золушка» (ГАТОБ им. С.М. Кирова, 1946). Отдельную витрину займут рисунки Сергея Эйзенштейна к фильму «Иван Грозный».

На выставке также будут представлены карандашный автограф Девятой сонаты для фортепиано, мемориальные вещи, письма и телеграммы, редкие пластинки и нотные издания, портреты Рихтера и Прокофьева, выполненные в разные годы Глебом Дерюжинским, Робертом Фальком, Анной Трояновской, Зинаидой Серебряковой, Петром Кончаловским, а также дружеские шаржи Кукрыниксов.

Специально к открытию проекта будут подготовлены три мультимедийных фильма, основанных на редких архивных материалах; они дополнят содержание выставки и воссоздадут, по мнению организаторов, атмосферу 1920–1950-х годов.

Комментарии
Предыдущая статья
Умер Геннадий Чихачёв 11.11.2021
Следующая статья
Ассоциация национальных театров России будет учреждена в январе 2022-го 11.11.2021
материалы по теме
Новости
Объявлена программа фестиваля «Опера – всем»-2022
С 12 по 24 июля в Санкт-Петербурге пройдёт XI фестиваль «Опера — всем». Местом действия станут городские площади и парки.
Новости
В Дрездене откроют сезон оперой с участием нейросети
3 сентября Semperoper Dresden откроет сезон 2022-23 мультимедийной оперой Chasing Waterfalls («В погоне за водопадами»), созданной в соавторстве с искусственным интеллектом. Руководит проектом режиссёр и медиахудожник Свен Сёрен Бейер из берлинского коллектива phase7 performing.arts.