В Угличе проходит выставка индонезийских театральных кукол

В Угличе в Музее народной игрушки и традиционного искусства действует уникальная выставка «Волшебный мир Ваянга», посвященная древнему народному театру Индонезии и Малайзии. Долгие годы куратор выставки Ксения Савельева путешествовала по Юго-Восточной Азии и собирала коллекцию кукол яванского традиционного театра.

Во время экскурсии по выставке горожан познакомят с основными типами кукол индонезийского театра: кожаными куклами (ваянг-кулит), объемными деревянными куклами (ваянг-голек) и плоскими деревянными куклами с руками из кожи (ваянг-клитик).

Само слово «ваянг» означает «божество». Термин используется как для обозначения самого театра, так и для названия кукол, используемых в постановках. В роли кукловодов в народном театре обычно выступают так называемые собиратели-даланги – блестящие импровизаторы, а также одни из самых образованных и почитаемых людей в Индонезии. Они знают сюжеты древних эпосов, сами озвучивают героев разными голосами, поют, управляют сразу несколькими куклами и оркестром-гамеланом, состоящем из 10 – 25 человек. Как правило, в основе традиционных театральных представлений – сюжеты «Махабхараты» и «Рамаяны», народные сказки или описания господства голландцев в Индонезии.

Встретившись с одним из таких мастеров-далангов в Джакарте, Ксения Савельева переняла знания о традициях древнего народного театра и технологии изготовления кукол.

Самый древний вид кукольного индонезийского театра – ваянг-кулит, или ваянг-пурво. Кулит в переводе с индонезийского означает «кожа, шкура». Первоначально ваянг-кулит развивался при дворцах правителей, а уже потом в сельской среде. Современная форма ваянг-кулита сложилась к XVI веку.

По технологии кукол изготавливают из обработанной кожи буйвола и мастер-пенатах сначала вырезает фигуру персонажа, а потом богато ее перфорирует. Следующий этап – раскраска кукол мастером-пеньюнггингом, потом кукле делают руки и центральный стержень, который будет «держать» куклу. Палочки, привязанные к ручкам, называются чемпуриты, а трость, за которую держат куклу, – гапит. Гапиты и чемпуриты делают из дерева или рога буйвола. Процесс изготовления такой куклы может длиться несколько недель. Все персонажи кукольного театра искусно раскрашены. Цвет имеет важное значение для понимания характера персонажа: красный – агрессивность, черный – самообладание и др. Имеет значение и наклон головы куклы: если лицо поднято вверх – это означает высокомерие; лицо, опущенное вниз – воспитанность, скромность.

Существуют еще два вида кукольного индонезийского театра: ваянг-клитик и ваянг-голек. Ваянг-клитик – это плоские раскрашенные куклы, вырезанные из дерева, но с кожаными ручками. Сейчас кукол этого типа перестали вырезать и найти их довольно сложно. Ваянг-голек – это объемные куклы, головы которых вырезают из древесины лайма или одного из видов тропической акации. Как правило, они бывают одеты в нарядную одежду из батика, бархата, шелка, часто расшитую вручную бисером, стеклярусом и пайетками.

Традиционно театральное действие начиналось с приходом темноты и продолжалось всю ночь без перерыва. На представлении присутствовала вся община. За «экраном» из белой ткани вешалась масляная лампа-бленчонг (из сплава олова и меди) в виде птицы-Гаруды и зрителям были хорошо видны ажурные тени кукол. Самих кукол видели только мужчины, сидевшие на стороне даланга. А вот женщины и гости как раз и наслаждались теневым представлением. Комплект сельского даланга состоял из 100-150 фигур. К слову, у самых бедных деревенских далангов было всего около 70 кукол,  а у придворных далангов количество кукол достигало 600.

Среди представленных в коллекции кукол посетители выставки познакомятся с клоунами-пунокаванами, обычно выступающими в качестве советчиков главных героев. Они бывают задействованы почти во всех представлениях и очень любимы народом. Их шутки и комментарии, иногда непристойные, развлекали зрителей во время всего спектакля. Также на выставке будет представлен и один из любимых персонажей балийского театра – Баронг – двуногое существо с чертами разных животных: медведя, кабана, собаки и льва.

Успеть посмотреть на уникальных кукол можно лишь до конца февраля.

Комментарии
Предыдущая статья
В Театре им. Ленсовета прочтут Чехова и Грозную 27.01.2020
Следующая статья
В Петербурге представят премьеру по пьесе Гарольда Пинтера «Немой официант» 27.01.2020
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
Новая танцкомпания в Петербурге предлагает «поразмышлять о связи с землёй»
20 и 21 апреля в петербургской Студии Сдвиг новая танцевальная компания «Земные радости» покажет свой первый проект — спектакль Ани Кравченко «И мир бы стал лучшим местом».