Участниками онлайн-фестиваля Volksbühne станут Волкострелов и Троицкий

Фоторабота Анны Томшинской из серии  “Your Internet Connection Is Unstable” © Фото с сайта фестиваля POSTWEST

Мультикультурный фестиваль POSTWEST, посвящённый современному искусству стран Центральной и Восточной Европы, на этот раз пройдёт в онлайн-формате и объединит художников из Германии, Польши, Румынии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Украины, Косова и России.

Театральная часть программы фестиваля POSTWEST стартует 24 июня – с 11:00 по берлинскому (12:00 по московскому) времени будут доступны сразу несколько спектаклей.

Вильнюсский Молодёжный театр (Литва) представит спектакль-читку “Человек из рыбы: Голоса”. Напомним, в январе Молодёжный театр выпустил премьеру Эгле Шведкаускайте по пьесе Аси Волошиной. Однако для фестивального показа было решено создать специальную версию – в виде аудиоспектакля: Шведкаускайте говорит, что за время карантина, переполненное визуальными образами, потоком видео- и онлайн-контента, ощутила потребность в чистых голосах и качественном звуке. Поэтому “Человек из рыбы” станет двуязычным хором – помимо участников “оригинального” спектакля, говорящих на литовском (Виктория Куодите, Аста Захаровайте и Матас Диргинчюс), в нём примут участие две актрисы “Фольксбюне” – Катя Гаудард и Паула Кобер, которые будут читать текст своих ролей по-немецки. Спектакль будет сопровождаться английскими, литовскими и немецкими субтитрами.

Одновременно откроется доступ к “Пушечному мясу” по пьесе Павла Пряжко в постановке Дмитрия Волкострелова. Журнал ТЕАТР. рассказывал в начале сезона об этом проекте независимой латвийской продюсерской компании KatlZ (продюсер Евгения Шерменева) при участии рижского Театра на улице Гертрудес (Ģertrūdes ielas teātris) и берлинского “Фольксбюне”: премьера этой копродукции изначально планировалась как часть программы POSTWEST. Спектакль, идущий на трёх языках – русском, латышском и английском, – будут играть изначально заявленные актрисы (за вычетом Алёны Старостиной): Яна Яцук, Инесе Пуджа и Анта Айзупе. Показ сопровождается английскими и немецкими субтитрами.

Тогда же можно будет услышать ещё один спектакль из Латвии – “аудиопрогулку” на английском языке “Looks Like You’re Going To Die”. Как и в случае с литовским “Человеком из рыбы”, эта работа – аудиоверсия недавней премьеры: спектакль “Похоже, ты умираешь” входит в репертуар Dirty Deal Teatro. “Путешествие по сознанию, воспоминаниям и городам” вместе придумали и реализовали, в том числе как исполнители, художница Кате Кролле и режиссёр Валтерс Силис.

Ещё один спектакль, который будет доступен в это же время, – “Возвращение Карла Мая (Развлекательная пьеса для немцев)” режиссёра Блерты Незирай из Косова. Этот спектакль-читка посвящён “демонизированному влиянию” Запада на Восточную Европу: по сюжету, культовый герой романов Мая Кара бен Немси следует через “немецкие земли” “на Запад” вместе с командой актёров из Косова, встречая на этом пути Славоя Жижека, Петера Хандке, члена национал-социалистического подполья и многих других. Спектакль идёт на албанском и немецком языках с английскими субтитрами.

Тогда же открывается доступ к спектаклю театра Stereo Akt из Венгрии “Встречаться с восточноевропейцем”. Режиссёр Мартин Борош приглашает зрителей на “свидание вслепую” с упомянутым в названии представителем Восточной Европы – и всем его бэкграундом, который предлагается исследовать зрителю. В качестве “гостя” в спектакле участвует Катя Гаудард. Спектакль идёт венгерском и немецком языках с английскими, немецкими и венгерскими субтитрами.

Также 24 июня (с того же времени) можно будет посмотреть спектакль “Maria Klassenberg. Home choreographies” – новую работу театра TR Warszawa. Режиссёр Катажина Кальват, объединяя театр и современные технологии, предлагает ироничный взгляд на ситуацию самоизоляции: художники на карантине объединяются для участия в “online superproduction”, чтобы доказать своё право на существование в мире господствующего императива “художник обязан творить”. Спектакль идёт на английском языке. Одновременно TR Warszawa представит фотовыставку “Your Internet Connection is Unstable”: художник Анна Томшинская исследует ещё один карантинный феномен – слияние “образов” людей с их визуальным отображением на экранах. Запечатлённые после “личных” встреч в Zoom’е с участниками фестиваля лица героев POSTWEST помещены художницей в их обычную среду (например, театры, в которых они работают), на стены “Фольксбюне” и так далее как неотъемлемая часть фактуры.

Ещё один спектакль 24 июня – “Другой вид белого”, поставленный в таллинском театре Vaba Lava. Режиссёр и актёр Ярмо Реха, работавший, в частности, в культовом Театре №099, сочинил и сыграл моноспектакль, отправной точкой для которого становится путешествие в Сенегал. Традиционная конфронтация “Восток-Запад” или “белый-чёрный” рушится, когда актёр из Эстонии начинает задавать себе вопросы о том, кто же он сам в системе подобных дихотомий и почему одни “белые люди” оказываются “более белыми”, чем другие. “Падение в кроличью нору идентичностей” театр Vaba Lava должен был представить как “реальную” премьеру, однако в “офлайн-формате” эту работу можно будет увидеть в июле и августе. Спектакль идёт на эстонском языке с английскими и немецкими субтитрами.

Три спектакля будут представлены в live-формате – играть их будут в онлайне, в режиме реального времени.

25 мая в 16:00 и в 20:00 по берлинскому (17:00 и 21:00 по московскому) времени будет представлена специальная версия культового андеграундного спектакля (этапного для Театра на улице Гертрудес) из Латвии – “День рождения Тани. Берлин”. Эта постановка режиссёра Мартиньша Эйхе – спектакль-застолье, основанный на документальном материале: воспоминаниях и размышлениях латышей об их прошлом, двадцатом веке, настоящем и будущем. Исследование личной и коллективной исторической памяти, национальной идентичности и травмы в формате одновременно “трогательном” и “конфликтном” – столкновение разных взглядов в разговоре за праздничным столом. Для участия в онлайн-застолье необходима предварительная регистрация, однако трансляция спектакля будет проходить в открытом формате.

В режиме реального времени две работы представит украинский театр ДАХ. 24 мая в 20:00 (21:00 по Москве) младшее поколение ДАХовцев сыграет “Смуту” (ZoomTime [SMUTA]”), новую работу Влада Троицкого по пьесе Клима, которую театр ДАХ анонсирует как свидетельство о том, что смерть современна – равно как и жизнь, – а в конечном счёте, современен выбор между тем и другим. Действующими лицами являются исторические персонажи – участники событий Смутного времени, а жанр спектакля обозначен как трагедия.

26 мая в 20:00 (21:00 по Москве) финальным событием фестиваля станет музыкальное представление команды Dakh Daughters “Make Up” – соединение песен, стихов и театра, попытка понять, что такое актёр без грима, в самом ли деле весь мир – театр, и просто взглянуть на себя со стороны, рассказав свои подлинные истории. В работе над “Make Up” также принимали участие Влад Троицкий и Клим.

Вся основная театральная программа (в которую не входит “Make Up”) предполагает последующие обсуждения с создателями спектаклей в live-режиме – ознакомиться с расписанием бесед и с подробной программой POSTWEST можно на сайте фестиваля.

Отметим, что до 5 июля будет действовать выставка Staged Realities, составленная из фоторабот одиннадцати художников. Центральный мотив выставки – отражение меняющейся реальности и меняющегося тела, новое восприятие того и другого в “так называемой Восточной Европе”. Фотографии представлены не только на онлайн-платформе, но и на постерах (их можно увидеть на берлинских улицах), а среди участников – два представителя России: Данила Ткаченко и Ян Югай.

Комментарии
Предыдущая статья
КАК РАЗВАЛИЛОСЬ В СУДЕ ДЕЛО “СЕДЬМОЙ СТУДИИ” 20.06.2020
Следующая статья
“Сатирикон” проведёт онлайн-читку по тексту Водолазкина 20.06.2020
материалы по теме
Новости
Гжегож Яжина выпускает «Бурю»
31 октября в TR Warszawa пройдет премьера спектакля «Буря» по одноименной пьесе Шекспира. Режиссер — Гжегож Яжина, в постановочной группе — хореограф Иван Евстегнеев, художник Фабьен Леде, композитор Петр Курек.
Архив журнала
Театр Дмитрия Волкострелова: проблемы поэтики
Российский государственный институт сценических искусств Факультет мастерства сценических постановок Кафедра театрального искусства Магистерская диссертация Театр Дмитрия Волкострелова: проблемы поэтики Студентка: Осеева Юлия Андреевна Руководитель: доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра Барбой Юрий Михайлович Санкт-Петербург, 2019 Содержание: Введение Глава 1. Зритель…