Веселые эстонские похороны: как закрывался театр NO99

Фото: © Tiit Ojasoo / NET

Через несколько часов, в рамках фестиваля NET, эстонский театр №099 в последний раз в своей истории сыграет спектакль «№043 Грязь». Показ на сцене ЦИМа станет финальным не только в истории «Грязи», но и в истории всего Театра №099.
Театр, созданный когда-то с расчетом на постановку 100 спектаклей (отсюда обратный отсчет в названиях – от 99 до 0), до сотни не дожил. Корреспондент ТЕАТРА. размышляет о том, будут ли московские похороны столь же веселыми, как те, что были на недавнем таллиннском шоу-кейсе исполнительских искусств «draamamaa.weekend 2018».

Эстония, в отличие от своих балтийских соседок, не имеет славных театральных традиций. Между тем, количество театров на душу населения здесь, по первому ощущению, зашкаливает. Стоит войти в старый город Таллинна, как видишь Театр кукол, пройдешь еще немного и упрешься в Национальную Оперу. Новых независимых площадок тоже хватает: в недавно открытой, но уже знаменитой Vaba Lava каждый вечер идут перформансы, в Kanuti Gildi SAAL исполняют современный танец. Кажется, если не вся хуторская Эстония, то, по крайней мере, светский Таллинн живет театром. Именно в театре по вечерам собираются, чтобы обсудить последние новости, выгулять новое платье, пообщаться.
Такого аншлага, как на спектакле “№030 Корабль дураков” (ставшего последней постановкой самого знаменитого эстонского театра), я и представить себе не могла. Больше того, никогда прежде я не видела в театре таких роскошных нарядов и дисциплинированных капельдинеров, такого количества цветов и хлопушек. В тот ноябрьский вечер театр впервые на моей памяти хоронил самого себя.

После двухчасового шоу (иначе спектакль по советских времен пьесе Йохана Шмуля «Корабль дураков», ставший тридцатым от конца и последним в истории театра Тийта Ояссо и Энн-Лийс Семпер, не назовешь) сначала долго пускали фейерверки, потом бросали в зал конфетти, а в конце концов публику пригласили выпить водки, закусив cолеными огурцами с медом. Было весело, шумно и немного странно, но совсем не печально и не заупокойно.
Описать мои ощущения от спектакля и последовавшего праздника – непросто. С одной стороны, я присутствовала при уникальном событии, с другой, там не было ни одного русскоязычного коллеги, способного подтвердить или опровергнуть мои слова. Так я поневоле стала единственной свидетельницей важнейшего события в истории эстонского театра и одновременно хроникером-протоколистом. В этом качестве могу зафиксировать тот поразительный факт, что последний спектакль театра, накануне объявившего о самороспуске и добровольной ликвидации, оказался живее и интереснее, чем все представленные в программе шоу-кейса события вместе взятые. В этой неровной и нервной постановке было много энергии и драйва, соленых шуток и музыкальных попурри.
Тем, кто знаком с творческим методом Ояссо-Семпер, последняя их работа наверняка показалась бы логичным продолжением всего сделанного прежде – в очевидной полемике с официальной национальной театральной культурой и традицией, в споре с мифом об инертных, медлительных и неповоротливых эстонцах.
В последнем спектакле театра №099, основанного группой энтузиастов в 2005 году в Таллине, нелепая команда фриков совершает кругосветное путешествие с тем, чтобы разбитыми и издерганными вернуться домой после тотального крушения всех мечт (и мачт). Эта история, начинавшаяся как зажигательный мюзикл, заканчивается полным крахом. По иронии судьбы, спектакль, выпущенный в сентябре 2018 года, меньше чем за два месяца до объявления о закрытии театра, оказался пророческим – возможно, он вышел таким случайно, возможно, преднамеренно.
Как бы то ни было, «Корабль дураков» – это, похоже, откровенное я-высказывание Ояссо, своеобразное признание, пусть и в иносказательной форме, совершенных ошибок и оплошностей (решению о самоликвидации №099 предшествовало скандал, связанный с оскорбительным поведением режиссера в отношении одной из актрис). Похоже, режиссер ассоциирует себя с незадачливым капитаном корабля, взвалившим на плечи неподъемный груз и не справившимся с ответственностью, несмотря на помощь верной подруги-сирены и небольшой, но сплоченной команды, наспех собранной из неприкаянных и обездоленных. Прямые аналогии, конечно, дело неблагородное, но ассоциаций с событиями из реальной жизни возникает по ходу просмотра немало.

Помимо исповедальной интонации в «Корабле дураков» я заметила еще одну немаловажную вещь, которой обычно не хватает в современном театре – ежесекундный, в режиме реального времени, контакт со зрителями. Яркие костюмы, незатейливая музыкальная нарезка в живом исполнении, изобретательная сценография (вместо корабля на сцене огромная надувная подушка, которая раскачивается от «порывов ветра» и эффектно колышется во время шторма), по-настоящему креативный свет (его делал Петри Тухканен из Хельсинки) – все это дает зрителю понять, что речь не о каком-то абстрактном прошлом, а о болезненном настоящем. Возникающие время от времени обращения к публике, максимальное использование пространства зала, отсутствие страха быть обвиненными в спекуляции или попсе делают спектакль по-настоящему живым и актуальным.

Понятно, что 8 ноября 2018-го и публика в театре собралась специальная, и настроение было особенное, но все равно в «Корабль» возможность глумливого, местами ироничного интерактива вшита изначально; актеры №099 по-прежнему умеют делать настоящий рок-н-ролл, в их песнях и диалогах все еще много жизни и игры. И потому, если честно, в «смерть» или даже добровольное «самоубийство» театра верить не хочется. Возможно, решение о самороспуске верное и правильное, но что тогда делать куда менее актуальным коллективам – не только в Эстонии, но и по всему миру? Как быть тем, кто гораздо более мертв и кому – по сравнению с №099 – уже давно нечего сказать?
Впрочем, «театр, который хоронит сам себя, куда лучше, чем театр, который заживо хоронит зрителя».

Прямую трансляцию спектакля “№043 Грязь” можно посмотреть здесь:
https://netfest.ru/gryaz/

Комментарии
Предыдущая статья
Серебренникова и Сенцова поддержали на European Film Awards 19.12.2018
Следующая статья
Ко Дню ФСБ Театр.doc выпускает премьеру спектакля о пытках 19.12.2018
материалы по теме
Блог
Нерон, он же Муссолини
Кристоф Марталер поставил в Базеле «Коронацию Поппеи». В его интерпретации барочная опера Монтеверди стала остроактуальной, но не потеряла своей музыкальности и не превратилась в плакат.
Блог
Балконы театрального подполья, или Opus posthumous
В своем новом спектакле во Вроцлаве Кристиан Люпа объединил «Лето» Джона Кутзее и «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки. И явно вдохновлялся произведениями Гойи. Но и это ещё не всё.