В арт-пространстве “Квартира” исследуют ужас

На фото - Борис Павлович

После инклюзивных спектаклей «Разговоры» и «неДЕТСКИЕ разговоры», поставленных в «Квартире», режиссер Борис Павлович вновь населяет обжитое арт-пространство идеями ОБЭРИУтов — на этот раз вместе с командой профессиональных актеров. В основе спектакля, как и прежде, «Разговоры» Леонида Липавского, но с новым названием, заимствованным из его философской работы «Исследование ужаса». Премьера пройдет 30 и 31 января 2019 года.

«Разговоры» Леонида Липавского — авторский взгляд на происходившие в его квартире встречи поэтов-чинарей в 1933-34 годах, которые легко и спонтанно превращались из философских бесед в перформансы, из рассуждений о кулинарии в изыскания в области теории языка. Пружину сюжетного движения спектакля его авторы находят в развитии отношений членов группы: исследование ужаса — это история крушения одной из самых человечных утопий ХХ века, история невозможности быть вместе даже близким по духу людям.

По замыслу создателей, действие разворачивается в реальном времени и общем пространстве со зрителями. У спектакля нет единственной линии повествования, герои распределяются одновременно парами и тройками, сходясь в словесных поединках в разных местах. У зрителей есть возможность выбирать, где и за кем им следить. Время от времени случаются зоны молчания, или все, устав от напряжения мысли, садятся пить чай и погружаются в среду «Квартиры».

Катерина Андреева, художник спектакля:
«Как происходит наполнение материальной среды «Квартиры»? Например, именно сегодня я принесла мешок с новыми вещами. И для меня это скорее правило, поэтому создание предметного мира нашего арт-пространства связано не только с выполнением задач чисто театральных, но происходит спонтанно и стихийно. Я нахожу какие-то объекты, по ощущению необходимые в «Квартире», и несу их сюда. И сейчас, когда начали с режиссером обсуждать реквизит спектакля «Исследование ужаса», мы поняли, что все уже есть в нашем пространстве. Из нового в этой истории у нас появится развешенное для сушки белье, присущее коммунальному быту, постоянно мешающее, оно-то и создает атмосферу, которая многое говорит о том времени. В качестве сценографа я, кстати совершенно не специально, являюсь носителем памяти материальных объектов, в основном ХХ века. Наверное, это мой ответ глобализации, потому что, когда ты видишь, сколько производится предметов, сразу вспоминаешь о тех старых и прекрасных, которым, как мне кажется, прямая дорога в театр. Так я нахожу место продолжения жизни для забытых вещей».

Включение всех уголков «Квартиры» в интеллектуальный поединок чинарей неслучайно. Липавский знал, что некоторые из его гостей-собеседников не выносят друг друга, и каждый раз собирал их в разные «пасьянсы»: Хармса с Введенским, Друскина с Заболоцким, Хармса с Олейниковым и так далее, но никогда не всех разом. Вот почему Борис Павлович и предназначает себе роль Липавского — скрытого «режиссёра» ОБЭРИУтских бесед, психолога и наблюдателя, одержимого философией «фотографирования разговоров». Тогда как остальных героев играют их ровесники-актёры.

Ника Пархомовская, продюсер проекта:
«Действие начинается на нашей уютной кухне, а затем возникает движение, и все следуют за Леонидом Липавским, которого играет Борис Павлович, то погружаясь в персонажа, то снова становясь режиссером. В каком-то смысле он, словно Вергилий, ведет зрителей по пространству «Квартиры» в поиске ответов на вопросы о взаимоотношениях ОБЭРИУтов. В «Исследовании ужаса» мы обращаемся в том числе к теме разлада в их общении, и в каком-то смысле усложняем представление о нашем арт-пространстве. Несмотря на то, что в «Квартире» сложилась особая теплая атмосфера, совершенно очевидно, что мы не можем совсем закрыться от мира. Может быть, он не такой, как нам хочется, каким мы его себе представляем, но «Квартира» — живой организм, и совсем абстрагироваться от реальности, в том числе исторической, невозможно даже здесь.

С другой стороны, «Исследование ужаса» интересно монтируется с нашим инклюзивным спектаклем «Разговоры». В первооснове та же история, тот же текст Липавского, но если в «Разговорах» он, скорее, становился поводом для коммуникации (в том числе с особыми актерами и гостями), то в новом спектакле будет больше театральности в традиционном и нетрадиционном смысле слова. И если в первом случае зрителю было необязательно знать тексты ОБЭРИУтов или что-то о них самих, то «Исследование ужаса» предполагает некое знание контекста».

Режиссер Борис Павлович
Драматург Элина Петрова
Художник Катерина Андреева
Режиссер по пластике Алина Михайлова
Хормейстер Анна Вишнякова
Художник по свету Стас Свистунович
Продюсер Ника Пархомовская

В спектакле участвуют: Яна Савицкая, Иван Кандинов, Екатерина Алексеенко, Ксения Захарова, Екатерина Кривецкая, Дмитрий Крестьянкин, Екатерина Таран, Александра Никитина, Анастасия Бешлиу, Юлия Захаркина, Татьяна Филатова, Наташа Розанова, Петр Чижов.

Спектакль создан фондом «Альма матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

Фотографии предоставлены арт-пространством «Квартира».

Комментарии
Предыдущая статья
В БДТ пройдут гастроли спектакля “Игрок в шахматы” американского актера Ричарда МакЭлвейна 27.12.2018
Следующая статья
«Как нарисовать птицу»: два юбилея в Театре Ленсовета и презентация будущей книги 27.12.2018
материалы по теме
Новости
Павлович выпускает «исследование механизмов исторической памяти» по Поляринову
22 и 23 марта на площадке «Скороход» петербургский «Такой театр» сыграет премьеру спектакля Бориса Павловича «Риф» по одноимённому роману Алексея Поляринова.
Новости
В Москве пройдёт фестиваль проекта Бориса Павловича «Лес»
С 6 по 10 февраля в Москве пройдёт мини-фестиваль открытого театрального проекта «Лес», придуманного Борисом Павловичем на основе текстов Владимира Бибихина. В программе две постановки из Санкт-Петербурга – «Лес. Ангелина» и «Лес. Дневники», а также два московских спектакля – «Лес….