В Музее истории ГУЛАГа сыграют додекафонную оперу о свободе

Василий Соколов на промофото спектакля "Узник" © пресс-служба проекта

24 и 25 ноября в Музее истории ГУЛАГа в Москве пройдёт премьера спектакля «Узник». Копродукция музея с театром Conlucia станет первой в России постановкой одноимённой оперы Луиджи Даллапикколы.

Луиджи Даллапиккола (1904-1975) считается одним из создателей современной итальянской оперы. Собственно опер в творческом наследии композитора всего три, однако вокальная музыка была главным объектом его интереса. Даллапиккола первым в Италии обратился к методу додекафонии — в этой технике или с её элементами написаны, в частности, все оперные сочинения композитора: «Ночной полёт» по Сент-Экзюпери, «Узник» и «Улисс» по Гомеру и Данте.

«Узник» был написан в 1943-1948 годах, автором либретто стал сам композитор. В качестве литературной основы он взял рассказ одного из французских «проклятых поэтов» Вилье де Лиль-Адана «Пытка надеждой» и роман де Костера «Легенда об Уленшпигеле», использованы фрагменты и мотивы ряда других текстов разных авторов. Из «Пытки надеждой», в частности, позаимствован герой — Великий инквизитор, который ассоциативно связан с одноимённым персонажем Достоевского, однако существенно от него отличается. Ключевой темой «Узника» становится проблема свободы и её подавления — в широком и узком смыслах.

Несмотря на то, что действие оперы происходит в Испании во второй половине XVI века, для Даллапикколы «Узник» был откликом на современную ему действительность, а инквизиция — метафорой тоталитаризма (и отнюдь не «обличением» католической церкви, к которой принадлежал и сам композитор). Очевидно, Музей истории ГУЛАГа станет органичным пространством для исполнения «Узника» — хотя, как подчёркивают организаторы, «в спектакле не будет переноса действия в 30-е годы». Отметим, что ранее в России «Узник» исполнялся только в концертных версиях.

Над постановкой работают режиссёр Карина Иванова-Данилова, дирижёр Станислав Майский, художники Алиса Мачильская и София Соболева и другие. Участниками спектакля станут солист Камерной сцены Большого театра Василий Соколов (Узник), солистка МАМТа Ольга Луцив-Терновская (Мать), солист «Геликон-оперы» Виталий Серебряков (Тюремщик/Великий Инквизитор) и Эдгар Гизатуллин (Фра Редемптор). Проект реализован при финансовой поддержке министерства культуры РФ, грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».

Карина Иванова-Данилова окончила факультет музыкального театра ГИТИСа в 2015 году (мастерская Дмитрия Бертмана). В 2014-2015 работала режиссёром театра «Новая Опера». В числе постановок — «Каменный гость» Даргомыжского (Учебный театр ГИТИС, совместная работа с режиссёрами курса), «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова (Центральный Дом актёра им. А.А. Яблочкиной, Москва), «Легенда о новом человеке» (Норильск), мюзиклы, иммерсивные спектакли.

Театр Conlucia был создан в 2018 году режиссёрами Константином Камыниным и Светланой Высоцкой — тогда ещё студентами факультета музыкального театра ГИТИСа. Дебютной работой молодого театра стала постановка «Любовного напитка» Доницетти с Петром Наличем в главной роли. В основе концепции Conlucia, как поясняли позднее создатели, лежало стремление «раздвинуть рамки жанра» и приблизить элитарный вид искусства «к неискушённому зрителю» — сделать оперу доступной даже тем, кто впервые пришёл в театр. «Современная режиссура может сделать оперу актуальным искусством, и наш театр Conlucia выбрал для себя именно такой путь», — говорил в интервью Константин Камынин.

Музей истории ГУЛАГа регулярно сотрудничает с независимыми театральными коллективами. В частности, вместе с музеем выпустили премьеры Творческое объединение «Таратумб» и Театр Предмета. Оба спектакля — «И дольше века длится день» и «Наблюдатели» соответственно — были номинированы на «Золотую Маску», а постановка «И дольше века длится день» в итоге получила премию как лучший спектакль в театре кукол (2018).

Комментарии
Предыдущая статья
Умерла Нина Русланова 22.11.2021
Следующая статья
Между никогда и навсегда 22.11.2021