Увольнение оперного артиста Огнева позволило взглянуть на театр Кехмана изнутри

На фото - Владимир Огнев с супругой Евгенией. Из личного архива артиста

«Руководство Новосибирского академического театра оперы и балета меня уволило. 3 сентября мне позвонили из режиссёрского управления театра, сообщив, что со мной не продлён договор», – сообщил журналу ТЕАТР. солист оперы Владимир Огнев, служивший в Новосибирском Оперном с 1992 года.

“Причина, по всей вероятности, моя профессиональная и нравственно-гражданская позиция, которую я активно выражаю в социальных сетях. Я и моя беременная жена Евгения Огнева – лауреат Национальной Премии “Золотая Маска”, оказались в неожиданно сложной ситуации. Дело в том, что генеральный  директор НОВАТа Ара Арамович Карапетян еще в декабре 2018 года, более чем доходчиво дал понять, что для меня в театре начинаются непростые времена”, – объяснил артист.

Певец рассказал, что 18 декабря 2018 года перед репетицией «Севильского цирюльника» гендиректор театра вызвал его в свой кабинет, якобы для выяснения обстоятельств производственной травмы на спектакле. Затем развернул к артисту свой компьютер и продемонстрировал скриншоты постов месячной давности со страницы Огнева в Фейсбуке и произнес несколько раз фразу: «Неужели вся Ваша жизнь стоит Ваших высказываний в интернете?». По словам Владимира Огнева, один из его постов был о том, что “государственный театр превратился в частную лавочку”.

“Затем Ара Арамович сказал, что навёл обо мне и моей семье справки и даже звонил режиссёрам, с которыми я раньше работал. Он мне сказал: “Вы идёте не той дорогой”. Подал мне бумагу и авторучку, чтобы я написал заявление об уходе. Я спросил – “С какого числа?”. Тогда он забрал у меня бумагу, сказав: «Не сейчас». Тогда я не воспринял этот разговор как угрозу. Но на всякий случай в тот же вечер поделился со своими близкими друзьями в Москве и в Новосибирске этим событием. Друзья рекомендовали написать заявление в прокуратуру о преследовании личной жизни и частной информации. Я этого делать не стал, не придал тогда должного значения угрозам директора. Видимо, зря. Реализация угроз, как видите, началась. И теперь у меня есть все основания волноваться за свою семью”.

Артист добавил, что о произошедшем он написал в официальном письме председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину: “Сегодня это я, завтра – кто-нибудь другой. У нас и так из театра солисты бегут – петь-то нечего! Иван Гынгазов, Тимофей Дубовицкий, Павел Янковский, Валерий Гордеев, Олег Видеман, Ирина Чурилова, Роман Завадский – все эти солисты разъехались по другим театрам. Одни оперетты, детские сказки и, в основном, балеты. Люди с голосами не нужны ни театру, ни городу”.

На вопрос корреспондента о том, как к подобным увольнениям относится художественное руководство театра (примечание – НОВАТом руководит Владимир Кехман), Владимир Огнев добавил, что на одном из последних собраний оперной труппы Владимир Абрамович сказал, что опер в репертуаре станет еще меньше, но билеты на них будут дороже. “Солисты были в шоке. На тот момент у нас в репертуаре было одна – две оперы в месяц! Это для одного из самых крупных театров в мире!”.

Артист также упомянул, что во время декабрьской беседы с гендиректором, он задал вопрос о том, почему в театре расписание формируется на день вперед, а не на неделю как это делается в других театрах: “Это вызвало большое раздражение. У нас в театре вообще отсутствует какое-либо планирование. Люди, имея детей, не могут планировать свою жизнь. Например, в порядке вещей, когда накануне спектакля вечером в половину двенадцатого могут позвонить из режуправления солисту, который уже заявлен на сайте и состав одобрен дирижёром и режиссёром и сообщить: “Вы завтра не поёте спектакль. Распоряжение Кехмана”. Во время нашей беседы я указал гендиректору на то, что всех государственных театрах есть несколько составов, где артисты выходят на сцену в определенной очередности. На это Ара Арамович сказал мне, что такого больше нет и не будет. После всех моих вопросов меня отстранили от участия практически во всех спектаклях и концертах театра. А в начале сезона, как я уже сказал, известили об увольнении”.

Журнал ТЕАТР. обратился к музыкальному критику, председателю экспертного совета “Золотой маски-2018”, Юлии Бедеровой за объективной оценкой реального состояния репертуара НОВАТа: “О ситуации в театре, в первую очередь, говорит тот факт, что после увольнения Бориса Мездрича и назначения Кехмана, выглядевшего как рейдерский захват или как спецоперация по смене власти в федеральном театре, театральная общественность всерьез обсуждала многочисленные официальные и неофициальные отказы от сотрудничества с Кехманом. Тогда они звучали и от музыкантов, и от постановщиков с громкими именами и серьезными репутациями, будь то российскими или мировыми. Так вот сегодня всерьез возможность присутствия каких-то значимых звезд на сцене НОВАТа никому просто не придет в голову. Их просто не может быть за исключением нескольких имен , с которыми театру удалось еще на старте построить эксклюзивные отношения: например, с дирижером Дмитрием Юровским, профессиональным музыкантом с именем, которого впрочем не связаны какие-то знаковые события, или певцом Дмитрием Корчаком, приезжавшим в театр со своим собственным фестивалем и использовавшим НОВАТ как партнерскую площадку на взаимовыгодных условиях, с певицей высокого класса Вероникой Джиоевой. В НОВАТе ставятся спектакли таким образом, чтобы в них можно было войти практически без репетиций и стремительно, без следа из них выйти, спев и сыграв так, как привычно без оглядки на спектакль. Сегодняшняя продукция театра, если, конечно, не считать бархатных фойе и голубых диванов в нем, на которых фотографируются зрители (чем не продукция), художественно и исполнительски скромна. Репертуар узок и ограничен названиями, которые не нужно учить, и в целом его состояние не вызывает резонанса. Кто-то может сказать, что такое состояние не лучше, но и не хуже других. Но, во-первых, даже в таких небольших региональных театрах со скромным финансированием, с минимальными гастрольными возможностями, небольшим репертуаром, как Челябинский или Магнитогорский театры, где одним и тем же голосам приходится петь и оперу, и оперетту, и мюзикл, происходит живая жизнь и исследуются новые формы. Во-вторых и в-главных, никому пять лет назад не пришло бы в голову сравнивать такого типа региональные театры с огромным театром федерального подчинения – с центральной точкой на карте Сибири. Состояние как раз федерального театра вызывает абсолютное недоумение и кажется, что такого просто не может быть. В этом есть отдельная ирония: здесь стоит вспомнить, что прошлое руководство во главе с Мездричем неформально было уволено как раз за присутствие в театре современной режиссуры. И действительно, теперь современного театра в постановочном смысле на сцене НОВАТа наблюдать не приходится. При этом в большинстве случаев в этой полуконцертной, полусценической продукции, которая здесь производится иногда с большим количеством дорогих декораций и костюмов, а иногда и просто с одним экраном, очень заметно регулярное копирование каких-то фрагментов решений и режиссерских ходов, которые были приняты на самых разных сценах еще десятилетия назад и считались тогда современными. Здесь как будто намеренно используют “трупики” современных режиссерских концепций и “косточки” этих концепций громко гремят. Еще что обращает на себя внимание в постановочном смысле в НОВАТе – это ставка на испытанный шлягерный репертуар в непременно поп-культурно желтоватых обработках. видимо, для привлечения широкой публики. Здесь можно увидеть и fashion-оперу, и триллер, когда речь идет о классических названиях. Видя все это и говоря о НОВАТе, все-таки возникает ощущение, что речь идет не о федеральном оперном театре, а как это ни грустно, о некоторой провинциальной музкомедии”.

Комментарии
Предыдущая статья
Музей истории ГУЛАГа выпускает спектакль об эпохе репрессий 06.09.2019
Следующая статья
Вениамин Фильштинский выпускает премьеру в Этюд-театре 06.09.2019
материалы по теме
Новости
Луиза Шарова увольняется с поста директора Кариевского ТЮЗа
Директор Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева Луиза Шарова покинет свой пост 26 апреля. Об этом она сообщила на своей странице ВКонтакте.
Новости
Валерий Гергиев назначен гендиректором Большого
Сегодня, 1 декабря, на сайте правительства РФ опубликовано сообщение о том, что генеральным директором Большого театра стал дирижёр и руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Владимир Урин, возглавлявший Большой с 2013 года, уволен по собственному желанию, говорится в той же публикации.