«Угловатая» Казань

Эскиз спектакля «Дом» («Истории Мергасовского дома»), режиссер Вера Попова, творческая лаборатория «Угол», Казань, 2018. Поставлен на V театральной лаборатории «Город арт- подготовка» © Фото Творческая лаборатория «Угол» / Алиса Гулканян и Булат Рахимов

Сегодня в Казани — семь государственных театров, пять частных и один театральный «Угол», который по многим статьям обошел своих куда более обеспеченных жилой площадью соперников.

«Угол», творческая лаборатория некоммерческого фонда поддержки современного искусства «Живой город», занимает три небольших зала в углу бывшей швейной фабрики и как театральная площадка работает третий год.

В минувшем сезоне, например, помимо репертуарных спектаклей в «Углу» проходили гастроли петербургского театра post, читки и обсуждения пьес конкурса «Pro/Движение-2017», встречи с драматургом Павлом Пряжко, режиссерами Дмитрием Волкостреловым и Борисом Павловичем.

«Угол» придумали учредители фонда «Живой город» — Инна Яркова, Диана Сафарова и Артем Силкин. Директором фонда назначили Яркову, и это неслучайно: именно она начала всю эту «угловатую» историю.

Про Инну

Работать в театре (и непременно актрисой) Яркова мечтала с детства. Но поступать в театральный вуз сразу после школы ей запретили родители: настояли, чтобы дочь получила человеческое, по их мнению, образование. Их вполне устраивал юридический факультет Казанского университета. Яркова благополучно туда поступила, защитила диплом, продолжила обучение в аспирантуре. И только потом отнесла документы в Казанское театральное училище.

Инна поступила на знаменитый актерский курс «Каркешей» — к Юноне Каревой («Кар») и Вадиму Кешенру («Кеш»). А когда окончила училище, это было в 2012 году, не без ужаса поняла, что она, скорее всего, не актриса. Потому что не узнала к тому времени ни одного театра, где бы ей хотелось работать («У настоящих актеров таких проблем возникать не должно», — объясняла мне как-то Яркова).

А потом было так. Яркова случайно посмотрела фильм Александра Сокурова «Отец и сын». Он произвел на нее такое громадное впечатление, что она решила поблагодарить за это актера Алексея Неймышева, он снимался в этом кино. Нашла его в социальных сетях, завязалась переписка. В процессе этой переписки родилась идея провести в Казани ретроспективу фильмов Сокурова. Одной из первых эту идею поддержала ближайшая подруга Инны Ярковой — Диана Сафарова.

Про Диану

Диана Сафарова — дипломированный экономист (Казанский финансово-экономический институт) и режиссер (мастерская Михаила Борисова в РАТИ-ГИТИС). Накануне образования фонда «Живой город» самым значительным и широко известным фактом ее биографии было то, что она — дочь знаменитого генерала-лейтенанта полиции, экс-министра внутренних дел по Республике Татарстан и руководителя аппарата президента Татарстана Асгата Сафарова. Теперь же в числе значительных фактов биографии Дианы — продюсирование фильма Кирилла Серебренникова «Ученик» (2016).

В Санкт-Петербург знакомиться с режиссером Сокуровым и рассказывать ему об идее проведения в Казани ретроспективы его фильмов Инна Яркова отправилась в 2012 году вместе с Сафаровой. Все прошло удачно. Но очень быстро стало понятно, что проект «Сокуров в Казани» вдвоем девушки не потянут, даже несмотря на родство Дианы с влиятельным чиновником. И тогда они решили обратиться к Артему Силкину — единственному на тот момент продюсеру в Казани, увлеченному некоммерческим искусством.

Про Артема

Прежде, чем заняться продюсированием некоммерческих проектов в сфере культуры, Артем Силкин работал слесарем первого разряда, ночным сторожем и переводчиком с английского языка на русский технической литературы. В Казанском университете окончил три факультета — биологический, юридический и экономический.

В начале 1990-х Силкин сотрудничал с казанской независимой галереей современного искусства «Аврора 1991». Довольно быстро эта галерея как конкретная выставочная площадка перестала существовать. Но осталось ее имя, которое Силкин унаследовал и продолжал раскручивать. Можно вспомнить такие проекты силкинской «Авроры 1991», как первые в Казани гастроли Евгения Гришковца, творческий вечер Петра Мамонова, показы фильмов из коллекции международного фестиваля короткометражного кино FutureShorts, выставка фотографий специального корреспондента «Новой газеты» Виктории Ивлевой.

На момент знакомства с Инной Ярковой и Дианой Сафаровой Силкин руководил созданием в Свияжске историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск». Теперь «Остров-град Свияжск» — музей-заповедник, а Силкин — директор этого учреждения и пространства.

Первый совместный проект Ярковой, Сафаровой и Силкина — «Ретроспектива фильмов Александра Сокурова в Казани» — состоялся в апреле 2013 года. Он был очень успешен: каждый сеанс, а также встречи режиссера со зрителями, проходили в режиме переаншлага.

Кто придумал «Живой город»

Вторым совместным проектом Ярковой, Сафаровой и Силкина стала организация казанской гастроли нидерландского режиссера Йоса Стеллинга. Она случилась в сентябре 2014 года. К этому времени ребята уже учредили свой фонд (поддержки современного искусства). И выбрали попечителя: им стал авторитетнейший в России театральный деятель — критик, инициатор и руководитель режиссерских лабораторий, продюсер Олег Лоевский. Лоевский, кстати, и придумал название для казанского фонда («Живой город»).

С Лоевским казанцы из «Живого города» подружились летом 2013 года. Это произошло в Свияжске, тогда впервые на острове проходила выездная творческая лаборатория Театра наций по поддержке театров малых городов России (Лоевский — арт-директор этой лаборатории).

Лабораторные работы

«Живой город» стал проводить в Свияжске театральную лабораторию с 2014 года. Она называется «Свияжск артель», длится десять дней в конце июля. Каждый год определяется тема лаборатории и состав участников, которые уже в Свияжске в течение девяти дней работают над темой. Тему придумывает «Живой город», она всегда так или иначе связана со Свияжском: «Остров» (тема лаборатории 2016 года), «Монастырь. Тюрьма. Психушка» (2017 год), «Свияжск: вчера и сегодня» (2014 год).

В десятый, заключительный день лаборатории проходит открытый и бесплатный показ лабораторных работ, на него съезжается (на предоставленных «Живым городом» автобусах) вся театральная Казань.

За четыре года участниками свияжской «артели» успели побывать драматурги Ярослава Пулинович, Юрий Клавдиев, Полина Бородина, Ирина Васьковская; режиссеры Михаил Бычков, Дмитрий Волкострелов, Роман Феодори, Всеволод Лисовский, Радион Букаев, Дмитрий Егоров, Массимо Фурлан и Клэр де Рибопьер (Швейцария; участие режиссеров из этой страны — плод сотрудни чества «Живого города» со Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция»).

Известные в театральном мире профессионалы в Свияжске работают с актерами и независимыми перформерами — в основном из Казани (казанцам удобнее всех приезжать на кастинг свияжской «артели»).

По такому же принципу — приглашенные профессионалы в сжатые сроки готовят лабораторную работу на заданную тему с местными коллегами, потом ее бесплатно смотрят все желающие — проходит вторая театральная лаборатория «Живого города». Она тоже ежегодная, называется «Город АРТ-подготовка», место проведения — Казань, сроки — конец мая — начало июня. Ее участниками были режиссеры Юлия Ауг и Женя Беркович, драматург Михаил Дурненков, художник Ксения Перетрухина. Легко вспомнить и приглашенных казанских участников — режиссеров Регину Саттарову, Михаила Колчина, Ангелину Мигранову, Родиона Сабирова.

«Почти все проекты «Живого города», особенно театральные и лабораторные, придумывает Лоевский. Он — наш мозг. А мы — я, Диана, Артем — менеджеры. Мы делаем так, чтобы идеи Лоевского реализовались», — говорит Инна Яркова.

Когда не было своего угла

Первое, что сделал Олег Лоевский, став попечителем «Живого города», — отправил Инну Яркову учиться в Школу театрального лидера (ШТЛ) при московском Центре имени Вс. Мейерхольда. Когда она ее окончила, специальные выездные сессии ШТЛ стали проходить и в Казани. Конечно же, в их организации всегда участвует «Живой город».

Интересная история: одной из слушательниц первой сессии ШТЛ в Казани в 2014 году была выпускница Казанского университета культуры и искусств — молодая, ни в одном театре на тот момент не игравшая актриса Анастасия Радвогина. Итогом ее экспресс-учебы в ШТЛ стал план создания в Казани Центра современной драматургии и режиссуры «Центр. Первый». И она его создала! «Центр. Первый» постоянно взаимодействует с фондом «Живой город» — проводит конкурс пьес «Pro/Движение» и открытые читки, организовывает драматургические семинары. Своего помещения у «Центра. Первого» нет, все мероприятия он проводит в творческой лаборатории «Угол».

Пока «Живой город» не имел своего помещения, деятельность фонда была нерегулярной. В свой первый сезон (2013/2014), кроме ретроспектив Сокурова и Стеллинга, «Живой город» сумел провести в Казани гастроли московского Театра.doc. И две театральные лаборатории — «Город арт-подготовка» и «Свияжск артель». Кстати сказать, тогда и сформировалось понимание, что эти лаборатории станут ключевыми событиями каждого следующего сезона.

«Очень хочется, чтобы у нас появилась своя постоянная площадка, территория, на которой все творческие люди Казани и других городов могли бы представлять свои независимые проекты: театральные, кинематографические, хореографические. Но не развлекательные проекты, а вызывающие зрителя на диалог, заставляющие размышлять», — говорила мне Инна Яркова в июле 2014 года.

Пока все бесплатно

Желание осуществилось в апреле 2015 года: «Живому городу» предложили стать резидентом резиденции креативных индустрий «Штаб», которую в помещении бывшей швейной фабрики открыл Михаил Егошин — управляющий креативными пространствами в регионах России (digital-кластер Zavod в Петер- бурге, культурное пространство «Каменка» в Красноярске). Говоря проще, ребятам из фонда «Живой город» позволили арендовать изолированное пространство на первом этаже гигантской экс-фабрики. Реальный угол (отсюда и название творческой лаборатории) мрачного здания из бетона и стекла, состоящий теперь из трех комнат: гардероба, зрительного зала на 85 мест и закулисной кухни.

Мы вспоминали об этом в беседе с Инной Ярковой в середине февраля 2018 года. Инна говорила, что до этого времени с «Живого города» за аренду помещения для «Угла» не брали ни копейки, но в любой момент все может измениться. В этом случае Яркова надеется на льготную аренду («Мы для «Штаба» — имиджевый проект»).

Репертуар «Угла»

Сегодня в репертуаре «Угла» 11 спектаклей, большинство названий в афише — уникальные. Бюджет постановок — от 0 до 200 000 рублей. Это деньги, которые фонд «Живой город» выигрывает на конкурсах грантов, а также частные пожертвования и вырученные средства от продажи билетов.

Играют спектакли участники театральных лабораторий «Живого города», актеры-фрилансеры и даже не актеры. В этом сезоне, например, спектакль «Адам дает имена животным» сочинил, поставил и сам в нем играет Артем Силкин. Много вы знаете директоров музеев (а Силкин, напомню, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск»), которые на досуге лицедействуют? Силкина в этом спектакле не узнать: в костюме кота и с куклами для театра теней в руках (художник — Ксения Шачнева) он разыгрывает для детей и их родителей сюжет фрески свияжского Успенского собора — о том, как первый человек давал имена первым животным. В финале даже песенку поет, которую специально для спектакля сочинил друг «Живого города» — композитор Александр Маноцков.

С историей Свияжска связана и театральная драма «Дело дьяка Висковатого», которую по заказу «Живого города» написал молодой московский сценарист Степан Лапшин, а поставила казанский режиссер Вероника Чепегина. Дьяк Иван Висковатый — один из умнейших политиков в истории России, ближайший друг царя Ивана IV (Грозного) — основателя Свияжска. В исторической драме Лапшина, кроме Висковатого, еще девять героев. В спектакле Чепегиной их играют лишь три актера: у каждого — по две-три роли, и наблюдать за мастерством их перевоплощения не менее увлекательно, чем за лихим сюжетом.

«Свидетели» — спектакль-бродилка, родившийся на лаборатории «Город арт-подготовка» в 2016 году. Его поставили петербургский режиссер Семен Серзин, казанский театральный критик Нияз Игламов (работа с текстом) и казанская художница Ксения Шачнева. В основе спектакля — материалы Центрального государственного архива историко-политической документации Татарстана, свидетельствующие о жизни в сталинские годы.

Первый лабораторный показ «Свидетелей» проходил в закрытой подземной галерее, что на пешеходной улице Баумана в Казани. Ее, еще не отремонтированную, тогда открыли буквально на несколько часов — специально для проекта «Живого города». После премьерных показов, на которые публика валила каким-то нескончаемым потоком, спектакль «переставили» для пространства «Угла».

В «Свидетелях» нет актерской игры. Зрителям раздают номерки, как в гардеробе, и просят следить за девушками-перформерами в красных косынках, которые время от времени поднимают дощечки с командами «Стойте», «Идите», «Читайте». Читать (по очереди, согласно номерку) приходится самим зрителям «с листа». Кому-то попадает в руки выдержка из обвинительного приговора Аксенова Павла Васильевича — отца знаменитого писателя, кому-то — донос на монахиню, которая «враждебно настроена к советской власти», кому-то — письма «врагов народа» своим близким. Местом для чтения становятся то кабинет следователя с портретом Сталина на стене, то уголок в церкви, то темная и кажущаяся бесконечной, как ад, узкая тропа.

Один из репертуарных хитов в афише «Угла» — «Единственный берег». Это «три текста для исполнения», которые на лаборатории «Свияжск АРТель» в 2016 году написал драматург Юрий Клавдиев, а поставил с актерами казанского ТЮЗа Роман Феодори — главный режиссер красноярского ТЮЗа.

В произведении Клавдиева говорят Река, Мать-природа, Лошадь, Орел и Юродивый. Лошадь и Орел рассказывают историю про свою друг к другу любовь — неправильную с точки зрения людей, Река — про свои от людей страдания, Юродивый — про то, как ошибочно принял новых в Свияжске людей с красной звездочкой на головном уборе за свалившихся на Землю обитателей далекого звездного неба.

От любви Лошади и Орла в волшебном клавдиевском мире появляется крылатый конь — любимец муз Пегас, страдания Реки «перетекают» в мудрость жить просто, а смиренный Юродивый продолжает любить огромное над Свияжском звездное небо.

Кажется, что завораживающей красоты монологи можно просто слушать. Но в спектакле Романа Феодори актеры стелют на стол голубую, как вода в Свияге, скатерть. Высыпают на нее мешок овса и лепят из зерен остров. На этот остров водружают рюмки, на рюмки ставят луковицы — чем не храмы? Рядом ставят буханку хлеба, сверху — раскрытую книжку обложкой вверх: получается избушка. Все это напоминает миниатюрный театр марионеток Резо Габриадзе.

Тренажер для развития понимания

Два спектакля поставил специально для «Угла» создатель петербургского театра post Дмитрий Волкострелов. Первый — по пьесе минского драматурга Павла Пряжко «Карина и Дрон», второй — по пьесе начинающего казанского драматурга Андрея Жиганова «Бывшая, школьная». В обоих заняты казанские подростки. Для театральной Казани эти бессюжетные спектакли, презентующие очищенную от эмоций речь современных школьников в быту, испытание и эксперимент. Повод для дискуссий. Тренажер для развития полезных навыков слушать, слышать и понимать.

К экспериментальным можно отнести и спектакли «Угла», поставленные комиссаром московского Театра.doc Всеволодом Лисовским — «Молчание на заданную тему» (в Казани зрители молчат с актрисой Анастасией Радвогиной) и «Индивиды и атомарные предложения» по формулам, которые написал математик Андрей Киселев.

«Математику знать не обязательно. Ничего знать не обязательно. Вообще, зачем вам что-то знать?» — такая надпись встречает зрителей «Индивидов» у входа в зал. Перед началом спектакля всем им выдают очки с красными стеклами, наушники со специальной коробочкой и инструкцию. На спектакле можно нажимать кнопки на коробочке и видеть и слышать постановку Лисовского либо в математическом измерении, либо в «человеческом». В первом случае в уши льется какая-то лекция (научные статьи британского философа и математика Бертрана Рассела), ее читает невидимый диктор с лакированным голосом. Во втором — монологи актеров, они обреченно стоят перед зрителями. Это монологи про соционику, смерть, встречу с бобрами. На каждом спектакле разные: актерам разрешено рассказывать все то, что их волнует в данный момент. Говорят они, кстати, одновременно; секрет в том, что в зрительские наушники каждого из артистов подключают по очереди. Монологи обрываются и начинаются вне логики, длятся разное количество минут и друг с другом никак не связаны.

«Бер фаҗигале язмыш хроникасы» («Хроника одной трагической судьбы») по «Черной Колыме» И. Н. Салахова и «58-я. Неизъятое» Елены Рачевой и Анны Артемьевой. Режиссер Дмитрий Акриш, творческая лаборатория «Угол», Казань, 2018 © Фото Творческая лаборатория «Угол» / Булат Рахимов

«Угол» и другие

К февралю 2018 года в Казани насчитывалось пять частных театров. Это театр-мультитаскер «Пакет» («Пакет-театр» Регины Саттаровой), молодежный «Театр на Булаке», камерный «Театр. Акт», камерный театр «Сдвиг» и театр-студия «Ерундопель». «Пакет-театр» Регины Саттаровой (выпускницы Казанского университета культуры и Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве) образовался на лаборатории «Свияжск артель» в 2016 году: Саттарова, приглашенный режиссер, ставила с казанскими актерами и музыкантами эскиз спектакля по дебютной пьесе Павла Полякова «Свияжское время». Сейчас почти все свои театральные опыты этот коллектив играет в «Углу».

Мультитаскер — человек, выполняющий несколько задач (от английского multi — «много, несколько», и task — «задача»), в «Пакет-театре» каждый может выполнять несколько функций: быть драматургом, артистом, грузчиком. А необычное название труппы Саттарова объясняет так: «Пакет — это то, что тебе необходимо каждый день. А еще это напоминание о знаменитом фильме Сэма Мендеса «Красота по-американски», где кружащийся в воздухе пакет помогает герою осознать, что «существует целая жизнь по ту сторону видимости вещей». Молодежный «Театр на Булаке» в 2010 году создали педагоги и студенты Казанского театрального училища, арендовав помещение бывшего ночного клуба. Сегодня это очень успешный коммерческий театр на 200 зрительских мест, его содержит один из поклонников труппы — казанский бизнесмен Виктор Степанцов. Основа труппы — мастерская Рустама Фаткуллина, преподавателя Казанского театрального училища, а сам Фаткуллин — главный режиссер и постановщик большинства спектаклей.

В репертуаре этого театра — мелодрама про Анну Герман, музыкально-пластическая драма «Цой» и множество комедий. Камерный «Театр. Акт» появился в Казани в 2012 году: его создали выпускники Казанского театрального училища, актеры и супруги Родион Сабиров и Ангелина Мигранова. Долгое время своей площадки у театра не было, а в 2016 году ему предоставил помещение (безвозмездно на 10 лет) один из поклонников — депутат Казанской городской думы Альмир Михеев. Оно небольшое, вмещает 35 зрителей. Ангелина и Родион сами ставят спектакли и сами же в них играют, иногда приглашают одного-двух актеров из труппы казанского ТЮЗа. Почетное место в репертуаре «Театра. Акт» занимают спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева (любимого драматурга и друга Сабирова и Миграновой) — «Иллюзии» и «Летние осы кусают нас даже в ноябре». Независимый театр «Сдвиг» работает в одном из помещений (на 90 зрителей) творческой резиденции Константина Хабенкского «Артхаб», которая открылась в Казани в прошлом году. «Сдвиг» образовался на базе известного в городе еще с 1990-х студенческого театра эстрадных миниатюр Казанского энергетического института. Сегодня в труппе — дипломированные актеры и экс-кавээнщики, главный режиссер и постановщик большинства спектаклей — ведущий актер Казанского русского большого драматического театра имени Качалова Михаил Галицкий. В репертуаре — «Случай в парке» по пьесе Александра Галина «Скамейка», комедия Степана Лобозерова «Маленький спектакль на лоне природы», «Арт» Ясмины Реза.

К частным театрам Казани относится и созданный в 2009 году молодежный театр-студия «Ерундопель», им руководит режиссер Наталья Уполовникова — выпускница Казанского университета культуры и искусств. Своей площадки у театра нет, спектакли он играет в ДК. В репертуаре — «Маленький принц» Экзюпери, «Генералы в юбках» Ануя, постановки по мотивам произведений Надежды Тэффи, Николая Гоголя, Стивена Кинга. Основа труппы — молодые люди, мечтающие поступить в театральный вуз.

Теоретически все эти частные театры — конкуренты «Углу». Практически — нет. У каждого коллектива в Казани своя публика. Но только в «Угол» может сегодня прийти любой зритель, желающий самостоятельно поставить спектакль. Для этого нужно написать заявку: если она заинтересует руководителей «Живого города», то автор заявки, кем бы он ни был, получит команду помощников, помещение и время для десяти репетиций. По окончании десятой репетиции организовывается закрытый показ эскиза спектакля, после которого решается судьба постановки: быть ей в репертуаре «Угла» или не быть.

Живой «уголок»

Именно в «Углу» открылся в прошлом году казанский филиал региональной сети школ инклюзивного театрального образования «Инклюзион» для людей с разными возможностями. Студенты казанского «Инклюзиона» бесплатно занимаются в «Углу» с педагогами по пластике, технике речи и актерскому мастерству. И планируют ставить спектакли — с казанскими режиссерами Региной Саттаровой, Аминой Миндияровой и Туфаном Имамутдиновым.

Казанский «Угол» постепенно становится известным и за пределами Казани. Так, спектакль Всеволода Лисовского «Индивиды и атомарные предложения» отобрали в программу «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска» в 2018 году и показали в Москве. Спектакль-променад Регины Саттаровой по тексту Михаила Дурненкова «ВРД: время роста деревьев», созданный на лаборатории «Город арт-подготовка» в прошлом году, пригласили на фестиваль искусств «Точка доступа» в Санкт-Петербурге. Театральную фантазию Регины Саттаровой и Радиона Букаева по произведениями Григория Остера «Дети и Эти» актеры из «Угла» играли в Петербурге на XV фестивале театрального искусства «Арлекин».

«Анна Каренина» в «Углу» не поместится

Что сейчас готовит для своего зрителя лаборатория «Угол»? В ее репертуаре должен появиться третий спектакль Всеволода Лисовского. Это будет «спектакль с татарским языком», исследование «механизма непонимания».

Как объясняет сам Лисовский, на сцене будут находиться три красивые татарские девушки и либо он, либо кто-то другой, «который татарского языка тоже не знает». Девушки будут говорить на татарском языке — читать стихи и травить байки. А человек, который татарского не понимает, — сидеть и молча на них смотреть. При этом специальная аппаратура (что-то типа детектора лжи) будет замерять на глазах у зрителей его биометрические показатели. Важно, что те зрители, которые, как и Лисовский, татарского не знают, смогут взять, если захотят, наушники с синхронным переводом.

Еще одну премьеру готовят режиссеры Диана Сафарова и Регина Саттарова: они ставят иммерсивный спектакль по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Но идти этот спектакль будет не в маленьком «Углу», а в просторном дореволюционном особняке, где некогда размещался центральный загс Казани (теперь он пустует).

Ребята из «Живого города» впервые обратили внимание на это заброшенное, но некогда роскошное помещение в прошлом году: именно там сделали свою лабораторную работу участники лаборатории «Город арт-подготовка» режиссер Михаил Колчин (Казань) и художник Ксения Перетрухина (Москва). Это был иммерсивный спектакль «Дневник Веткина», основой которого стал реальный «Дневник эпохи Перестройки», который в 1990-е годы вел житель Казани Виталий Ромашов (Веткин — его псевдоним).

В сущности, история казанского «Угла» — это история создания в Казани новой культурной среды. Тут создается театр, не изолированный от большого театрального мира, открытый к сотрудничеству, не зацикленный на изучении и популяризации только одного художественного языка. Это театр-полиглот. Спорный, не всегда всем понятный, далеко не идеальный, но непременно живой.

Комментарии
Предыдущая статья
Омск: не ЛСД, а ЦСД! 10.03.2019
Следующая статья
Екатеринбург: театр по краям 10.03.2019
материалы по теме
Новости
Саша Денисова ставит спектакль об узниках Азкабана
20 и 28 декабря в Театре.doc на Острове драматург и режиссер Саша Денисова выпускает новый спектакль «Гарри в огне», в котором герои Азкабана состарились и переместились в современную Россию. 
Новости
Новый номер журнала ТЕАТР. посвящён феномену лабораторий
Вышел новый, 39-й номер журнала ТЕАТР. Приобрести его можно уже сегодня в книжном магазине «Театральные книги» и Электротеатре Станиславский. В скором времени журнал будет доступен в театральных отделах книжных магазинов Москвы и в «Порядке слов» в Санкт-Петербурге.