Театр плюс поп-корн

В феврале стартует проект «ТеатрЖИВ» — прямые трансляции московских спектаклей в регионах. Первыми покажут постановки МХТ, Театра имени Вахтангова и «Сатирикона». На очереди — «Гоголь-Центр» и «Практика». Как смотреть театральные спектакли в кино рассказывает обозреватель Театра.

Всему виной, конечно, Запад. Именно там родилась идея показывать популярные театральные постановки массовому кинозрителю. Это, с одной стороны, выгодно с коммерческой точки зрения, с другой, расширяет аудиторию и привлекает в театр тех, кто там сроду не был и совершенно не стремится. Так, например, прямые и отложенные трансляции из «Метрополитен-оперы» не только повысили продажи билетов, но и привлекли в театр нового — более молодого и прогрессивного — зрителя (что, в свою очередь, не могло не сказаться на репертуарной и эстетической политике главной сцены Нового Света). Вслед за оперой и балетом в кино пришла драма: мировые трансляции премьер ведущих британских театров стали в последние годы такой же обыденностью, как сами эти премьеры. Теперь история с кинопоказом спектаклей добралась и до России: в прошлом году в программе фестиваля «Золотая маска» появился специальный раздел «Маска в кино» (в этом сезоне традиция будет продолжена). А новый, только что созданный проект «ТеатрЖИВ» и вовсе обещает регулярно знакомить жителей даже самых отдаленных городов страны с лучшими московскими постановками, что называется, «в прямом эфире».

Растущую популярность всех этих кинотеатральных проектов вряд ли можно объяснить одной лишь невозможностью сходить в театр и посмотреть выбранный спектакль «вживую». И на кризис востребованность специальных показов не спишешь: во-первых, театральные сеансы появились в наших кинотеатрах задолго до того, как рухнул доллар, а, во-вторых, в большинстве своем они обходятся дороже обычных, при том, что билеты на некоторые из них раскупаются как горячие пирожки. Дело тут не столько в экономике или моде (хотя куда же без них?), но в том, как стремительно стираются границы между разными видами искусства: современные пьесы все больше напоминают сценарии с их четким делением на эпизоды, а современные спектакли все чаще строятся по принципу монтажа.
Правда, киносъемка и кинопоказ все равно диктуют свои законы. Если сидя на своих местах в зрительном зале, мы охватываем взглядом всю сцену целиком, то на киноэкране видим в основном крупные планы. Вот и получается, что киногеничны либо заведомо актерские спектакли с ограниченным составом действующих лиц («Верхний свет» Стивена Долдри с Кэри Маллиган и Биллом Найи), либо минималистские, условные постановки с максимумом диалогов и минимумом сложных сценографических решений («Как важно быть серьезным» театра Vaudeville с гомерически смешным Дэвидом Суше в роли Леди Брэкнелл). Чем лучше и актуальнее спектакль, тем интереснее его смотреть в кино, где можно разглядеть мелкие детали, остроумные режиссерские находки и тончайшие нюансы актерской игры. И наоборот: старомодные мизансцены, сложносочиненные декорации и постановочные огрехи на экране еще больше бросаются в глаза (невнятный «Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем в заглавной роли), потому что камера — самый суровый и непредвзятый зритель, гораздо строже любого театрального критика.
При этом камера создает необходимый объем, позволяя увидеть спектакль с разных точек, давая любопытный стереоскопический эффект. Она — не только идеальный помощник режиссера или хореографа (многие из которых для полноты картины рекомендуют смотреть свои спектакли не из партера, а с балкона), но и универсальный зритель. При всем желании мы не можем оказаться одновременно в нескольких местах, а камера может, поэтому хорошо снятый хороший спектакль — это особое удовольствие. Другое дело, что у нас снимать театр на кинопленку еще только учатся, временами выдавая то статичный советский телетеатр, то интернет-трансляцию высокой четкости. Неподвижность и статуарность вообще противопоказаны «живому» искусству театра, а уж на экране выглядят особенно нелепо. Камера настолько все укрупняет, а иногда и уплощает, что с ней надо быть особенно осторожным: максимальное приближение никогда не проходит бесследно и требует особой сыгранности от всех участников процесса.
Зрителям же киноспектаклей можно дать несколько простых, но действенных советов:
1. Лучше один раз увидеть в театре, чем сто раз на экране. Но лучше увидеть на экране, чем не увидеть вообще.
2. Помните, что в кино, в отличие от театра, плохих мест не бывает: покупайте те билеты, которые вам по карману.
3. Не ходите в кино на те постановки, на которые ни за что не пошли бы в театр: берегите себя.
4. Если вы интроверт, постарайтесь абстрагироваться от реакции зрителей, попавших в кадр вместе с актерами, если экстраверт — смейтесь и негодуйте вместе со всеми, в конце концов, театр — искусство коллективное, и приятное ощущение сопричастности еще никто не отменял.
5. Пользуйтесь моментом и слушайте текст: в кино нет живого звука, зато почему-то реже кашляют и шуршат фантиками (правда, от смачного поглощения соседями попкорна тут тоже никто не застрахован).
6. Глядите в оба и наверняка заметите то, что для простых театральных зрителей оказалось недоступно.
7. Не забывайте про аплодисменты: если спектакль вам понравился, выразите свои эмоции по полной, если не понравился — тем более!

Программа трансляций — на сайте проекта «ТеатрЖИВ»

 

Комментарии
Предыдущая статья
Театральная бессонница, или Как я покорял Олимп 08.02.2016
Следующая статья
Барачная практика, или Дом рухнувших надежд 08.02.2016
материалы по теме
Блог
«Эйзенштейн» в Эстонии
Спектакли рождаются по-разному. История «Эйзенштейна» вполне необычна, и нам захотелось ею поделиться.
Блог
Минус тело
Кристина Матвиенко – о двух важных перформансах, один из которых недавно показали на сцене Электротеатра Станиславский – «Рассвет» Андрея Жиганова и Кирилла Нулевого; а второй – «Эскапизм» Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова ­– в Галерее современного искусства ГМИИ Татарстана.