Сценарный план фильма «Первое мая 1920 года в Москве»

Съемками Всероссийского субботника 1 мая 1920 года в Москве было поручено руководить Кулешову. С 9 часов утра он с оператором А. Левицким снимает ремонт паровозов в железнодорожных депо, в 11 — закладку памятника Карлу Марксу на Театральной площади и выступление В. И. Ленина, затем закладку памятника «Освобожденный труд» около храма Христа Спасителя, концерты и выступления на площадях театральных артистов.[…]

В архиве Кулешова сохранился план съемок фильма о Всероссийском субботнике. На листе сценарного плана тогдашний заведующий Всероссийским фотокиноотделом Д. Лещенко сделал ряд замечаний по досъемкам некоторых планов для фильма.

Из вступительной статьи А. С. Хохловой к кн.: Кулешов Л. В. Кинематографическое наследие, Москва, «Искусство» 1979, стр. 68

Хроника

1. Первое Мая 1920 года в Москве.

2. Труд свободных людей есть праздник.

3. В дни социалистического строительства, в дни трудового фронта 1-е мая 1920 года было Всероссийским субботником.

4. Субботник начался в 9 часов утра.

5. И прогремевшему залпу в ответ застучали молоты в железнодорожных мастерских.

6. Бодрые, с музыкой пошли работать на вокзалы стройные ряды организаций и советских работников всей Москвы.

7. В день 1 мая не переставали работать газеты. Субботник редакции «Известий».

8. У больных паровозов работали слесаря.

9. Лопата и метла делали свое дело, кучи мусора быстро исчезали с путей.

10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. закладке. 20.

21. «Тоже пришлось выйти на работу и забыть о старых днях безделья».

В тот день переводили стрелку на новые пути, пути творческой и созидательной работы.

На улицах не было праздношатающихся.

В Кремле кипела работа. Дети из колоний и школ дружно и весело работали на древонасаждениях, а потом чинно шли в театры и резвились на площадях. Артисты театра и цирка работали на улицах. На Театральной площади шла закладка памятника Карлу Марксу.

После работы председатель Совета Народных Комиссаров товарищ Ленин присутствовал на Народный комиссар просвещения товарищ Луначарский. Под первый камень памятника положена золотая пластинка. А на месте свергнутого идола Александра III в день трудового праздника трудящиеся положили

22. первый камень памятника «Освобожденному труду».

23. Настало 3 часа дня и

24. субботник окончен.

[Пометы Дм. Лещенко] Надо доснять несколько общих видов Москвы небольшими кусками: общий вид города (напр[имер], с Воробьевых гор); вид Кремля; вид от Большого театра на камень памятника и вид на Б[ольшой] театр; вид из Замоскворечья на будущий памятник у храма Христа Спасителя, Москву-реку, Кремль (панорамой). Общие виды вокзалов и мастерских, где снят был первомайский субботник.

[Примечания Л. В. Кулешова] Этот документ (план съемок и надписей к фильму) держал в руках В. И. Ленин, который лично посылал Л. Кулешова на съемки и даже для этого предоставлял свою машину.

В съемках принимали участие А. Хохлова, Л. Оболенский и оператор А. Левицкий. Замечания на документе стар[ого] большевика Дм. Лещенко, быв[шего] председателя фото-кино комитета Наркомпроса.

Цитируется по кн.: Кулешов Л. В. Кинематографическое Наследие, Москва, «Искусство» 1979. Пропуски, сокращения, пометы, а также авторская орфография и пунктуация соответствуют первоисточнику.

Уличный театр после революции

Комментарии
Предыдущая статья
Ближе к факту 24.09.2012
Следующая статья
Уличный театр после революции 24.09.2012
материалы по теме
Архив журнала
«Московские процессы»: за и против
В самом начале марта известный швейцарский режиссер Мило Рау и International Institute of Political murder представили в Москве свой проект «Московские процессы». В основу этого спектакля-диспута легли три громких процесса нулевых годов — суд над кураторами выставки «Осторожно, религия!» (2003), суд над устроителями выставки «Запретное искусство»…
Архив журнала
«Никаких тут правил нет. Никаких»
В тот момент, когда состоялся наш разговорс известным театроведом и ректором Школы-студии МХАТ, было ничего не известно о его скорой добровольной отставке. Поэтому интервью получилось не итоговое, а наоборот — полное надежд.