“Золотая маска” расскажет о переписывании классики

Спектакль "Три сестры". Фото с сайта goldenmask.ru

К показам второго спектакля зарубежной программы фестиваля — «Три сестры» Саймона Стоуна — приурочена лекция в Новом пространстве Театра Наций.

1 и 2 мая на сцене московского Театра им. А.С. Пушкина сыграют спектакль «Три сестры» — швейцарскую постановку «сверхновой звезды» европейской сцены, австралийца Саймона Стоуна. Эта работа знакового для современного театра режиссёра, поставленная им в Театре Базеля, построена на парадоксальном принципе, который Марина Давыдова определила как «это чеховские персонажи и в то же время не чеховские».

Именно Марина Давыдова, куратор зарубежной программы «Золотой маски», на которую «Три сестры» Стоуна произвели огромное впечатление на фестивале Theatertreffen два года назад, в своём развёрнутом рассказе о спектакле (он опубликован в блоге журнала ТЕАТР.) сформулировала проблему, о которой пойдёт речь на лекции в Новом пространстве: «У Саймона Стоуна пьеса Чехова переписана от первого и до последнего слова. И это актуализация самого высшего разбора. Тут точно и литературно безупречно транспонировано в современность всё… Ведь такая категория как „современность“ трудноуловима. Иной раз смотришь эдакий неистовый авангардный крик на лужайке, и думаешь: очень громкий, но какой-то позавчерашний крик. А тут — никаких специальных авангардных сверхусилий, а получается очень современный театральный жест, где каждое слово, каждый герой чеховской драматургии оказываются пронизаны свойствами сегодняшнего времени». В качестве примера Давыдова приводит изменённый по отношению к «прописанному» у Чехова финал: «Сёстры не произносят сакраментальное: „Зачем мы живём, зачем страдаем?“. Чеховского финала нет. И он есть. Сама ситуация, когда все убежали спасать человека совершенно не в то место, в котором на самом деле происходит трагедия, когда тот, кто рядом, не слышит даже звука выстрела, — это очень чеховская ситуация».

Спектакль “Три сестры”. Фото с сайта goldenmask.ru

Лекция Кристины Матвиенко, организованная фестивалем «Золотая маска» и петербургской Школой Masters, будет посвящена именно тому, что вульгарно обозначается (а порой, впрочем, и становится) «осовремениванием», а на деле является своеобразной перелицовкой — неслучайно событие носит название «Переписывая классику: Саймон Стоун и другие». Для тех зрителей — по-прежнему многочисленных, — кто с настороженностью относится к самой идее свободного отношения к авторскому тексту, театровед и куратор Матвиенко не только расскажет об исканиях сегодняшнего европейского театра, одним из ярких представителей которого является Стоун, но и о том, как устроен спектакль, который им предстоит увидеть.

Отметим, что сам Стоун, переписывая Чехова на свой лад, очень внимательно относится к смыслам исходного текста и не только сохраняет их, но и справедливо не считает свой метод сколько-нибудь некорректным по отношению к классику: «Чехов изобрёл театр рубежа (перехода), показывающий момент до и после драмы. Дело не в том, что в его пьесах ничего не происходит, а в том, что это что-то происходит в другом месте, и то, что мы видим, является лишь прелюдией к драме. Люди сидят, ждут, надеются, вне повествования придумывают истории, готовясь к выходу — выходу со сцены, но и, возможно, входу в свою настоящую жизнь. В современном мире изобретение Чехова находит идеальное отражение. Существует иллюзия связи, иллюзия того, что мы часть более широкого повествования, но это повествование разворачивается в другом месте, мы наблюдаем его, комментируем, но на самом деле не участвуем. Так мы придумываем игры, социальные группы, виртуальные реальности, вуайеристские фантазии, ожидая нашего входа в реальный мир, в настоящую жизнь, центром которой мы могли бы стать. Это вообще возможно? И когда мы, в конце концов, доберёмся до Москвы, если мы когда-нибудь туда доберёмся, она всё ещё будет существовать?».

Отметим, что в буквальном смысле именно эта постановка Стоуна первой «доберётся до Москвы», хотя едва ли не все главные столичные фестивали этого года, уже объявившие программу, включили в неё постановки этого яркого режиссёра — в частности, в конце мая в рамках Чеховского фестиваля в Москве сыграют спектакль «Йун Габриэль Боркман» по Ибсену (Бургтеатр Вена в сотрудничестве с Венским фестивалем и Театром Базеля), а осенью на «Территории» покажут «Медею» — спектакль компании Toneelgroep Amsterdam (Нидерланды). Соответственно, предложенная «Золотой маской» возможность проанализировать режиссёрский метод хэдлайнера теперь уже не только европейских, но и московских театральных фестивалей оказывается не только актуальной, но и необходимой.

Комментарии
Предыдущая статья
“Гоголь-центр” примет участие в берлинском фестивале 23.04.2019
Следующая статья
Музыка Батагова к спектаклю Вырыпаева доступна для прослушивания 23.04.2019
материалы по теме
Новости
“Золотая маска” открывает программу “Маска плюс”
24 февраля фестиваль «Золотая маска» открывает специальную программу «Маска плюс». Она продлится до 12 марта и представит в своей афише 12 спектаклей. Кроме показов, запланированы дискуссии об арт-активизме и театре малых городов. 
Новости
Holland Festival объявил программу 2020 года
Holland Festival пройдет с 4 по 28 июня в Амстердаме в семьдесят третий раз. В его программу вошли спектакли Саймона Стоуна, Стефана Брауншвейга и Сюзанны Кеннеди.