Спрятанный этаж как трамплин в космос

"Спрятанный этаж". Спектакль "Триптих" / ©Мария Хуторцева. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Территория"

На фестивале «Территория», проходящем при поддержке Фонда Михаила Прохорова, показали «Триптих» бельгийской компании Peeping Tom. Две части спектакля были поставлены несколько лет назад в легендарном NDT. В прошлом году у каждой из них возникла новая редакция (этим летом «Диптих» приезжал в Пермь), а теперь появилась и третья часть. Корреспондентка журнала ТЕАТР. – о том, как к «Пропавшей двери» и «Потерянной комнате» добавился «Спрятанный этаж».

Заголовки убеждают в том, что спектакль – о сошедшем с ума пространстве. На деле же оказывается, что хореографам (и семейной паре) Франку Шартье и Габриэле Карризо более всего интересно «подземелье» человеческой психики.

«Peeping Tom» – дословно «подсматривающий Том». Так назывался психологический триллер Майкла Пауэлла о серийном убийце-маньяке 1960 года. Но Шартье и Карризо не только подсматривают, но и всматриваются. Изучают не действия людей, а то, как материализуется их подсознание. «Нам нравится проникать внутрь», – говорит Франк в одном из интервью.
В «Триптихе» законы разума и физики отменены. Самое казуальное действие – снятие пиджака, мытье пола – фантасмагорично. Отваливаются стены, исчезают целые комнаты, перемещаются шкафы. Зеркало становится окном поезда. Декорации Габриэлы Карризо и Жюстин Бужероль представляют из себя выгородки кинопавильонов. Огромные прожекторы на колесах иногда оживают и начинаются «охотиться», ослепляя всех на своем пути. Но герои из этих павильонов выбраться не могут.

Деформация реальности включает в себя деформацию тел. Почти все движения – взрывные. Но это не столько судороги тела, сколько судороги души. Можно застыть на мгновение, превратиться в куклу, но потом снова залпы выстрелов, гул технологической катастрофы, травмы, ранения, кровь.

Пластический код «Триптиха» осознанно очищен от артистизма, интенции демонстрировать мастерство. Владея полным вокабуляром contemporary dance, бельгийцы им пользуются лишь в тех случаях, когда c его помощью можно передать ломкость тел, конвульсии нервного напряжения и изможденности.

“Потерянная комната”. Спектакль “Триптих”. / ©Мария Хуторцева. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля “Территория”

Тусклая комната с потертой мебелью в первой части сменяется во второй роскошной каютой с кроватью, поглощающей тела. За бортом корабля – шторм и грозы. Люди гроздьями вываливаются из шкафов. Разложение реальности на ее алогичные, не поддающиеся гармонизации первоэлементы, продолжается.

Третья часть – еще одно пространство вне времени. «Останки» кафе, стены которого заросли плющом, а все предметы интерьера давно выцвели. И вскоре оказывается, что в таком пространстве возможно всё: есть четырьмя руками, превращать сцену в озеро, в экстатическом безумии выбрасывать и выбрасывать свое тело из воды…

Француз и аргентинка, более 20 лет работающие в Брюсселе, поставили спектакль, в том числе, и о культурном коде самой Бельгии. В нем и экзистенциальная тревожность Метерлинка, и остроумный сюрреализм Магритта, и болезненный гротеск Энсора.
Но все же есть в мире этого «Триптиха» то, что оказывается способным противостоять взвинченности и безысходности. Это притяжение тел. Оно насколько сильно, что похоже на сцепление, желание вскарабкаться друг на друга. Истерзанные тела сливаются и хотя бы ненадолго излечиваются, обретают недостижимое – спокойствие.

В финале и сцена и зал погружаются в густую дымную темноту, в сырой хаос. В самые последние секунды он отступает. Из него снова рождается космос.

“Пропавшая дверь”. Спектакль “Триптих”. / ©Мария Хуторцева. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля “Территория”
Комментарии
Предыдущая статья
Хабенский, Трухин, Сосновский сыграют в спектакле Крамера 12.10.2021
Следующая статья
На ВДНХ пройдёт выставка к 160-летию русской Коко Шанель 12.10.2021
материалы по теме
Новости
В Центре «Зотов» попробуют «танцевать об архитектуре»
23 и 24 апреля в московском Центре «Зотов» фестиваль Context. Diana Vishneva — 2024 проведёт премьеру перформанса «Четыре точки отсчёта». Проект создаётся совместно с архитектурным бюро Saga, кураторы — хореограф Иван Естегнеев и фотограф, художник Юрий Пальмин.
Новости
Context. Diana Vishneva — 2024 будет исследовать связь танца и архитектуры
Сегодня, 28 марта, в пространстве Левашовского хлебозавода в Петербурге фестиваль Context. Diana Vishneva откроет XII сезон. Проект «По ту и по эту сторону», объединяющий хореографический перформанс и инсталляцию в конструктивистском здании, станет первым событием смотра, посвящённого связи архитектуры и танца.