«Современник» станет из «театра-дома» «театром-вселенной»

Скриншот обновлённого сайта театра "Современник".

Сегодня, 1 октября, в московском «Современнике» первый открытый сбор труппы провёл новый худрук театра Виктор Рыжаков. Труппе и журналистам была представлена новая стратегия развития театра.

«Визуальное обнуление всего, что было до», как выразился Рыжаков о новом фирменном стиле театра, зрители могут наблюдать уже сейчас — на обновлённых афишах, биллбордах, экранах в кассовом зале «Современника» и на сайте, который прописан по адресу new.sovremennik.ru и на котором пока запущена только главная страница. Вместо привычного коричневого цвета специально приглашённая команда дизайнеров придумала «возвращение в космос» — минималистичный чёрно-белый стиль, который должен отражать как минимум концепцию ближайшего сезона: Future in the Past. На сайте же можно найти сокращённый манифест: «Будущее в прошлом/Future in the past — концептуальная основа для развития театра на ближайший сезон. Связь прошлого и будущего неразрывна и безусловна. Через возвращение к истокам и переосмысление художественного опыта СОВРЕМЕННИКА мы будем двигаться вперёд».

Ещё одна часть манифеста не только опубликована на сайте театра, но и расположена на фасаде здания театра, над входом на Другую сцену — до того это место занимала «растяжка», посвящённая памяти Галины Волчек, а ещё раньше — портреты артистов театра. Сейчас над Другой сценой можно прочитать новую программу театра: «Сохранение. Соавторство. Соединение. Сотворчество. Современник».

О том, что эти слова означают на деле, Виктор Рыжаков рассказал на сборе-презентации нового сезона. По словам Рыжакова, определяющими вехами станут два «посвящения»: сезон в целом будет посвящён Галине Волчек (в частности, в день её рождения, 19 декабря, пройдёт концерт оркестра под управлением Владимира Спивакова — с финальным выходом труппы), а смыслообразующим станет факт юбилея — 15 апреля «Современнику» исполнится 65 лет. С первой вехой будут связаны, в частности, круглый стол и лаборатория, посвящённые женской режиссуре. Также Рыжаков зачитал сообщение от «Аэрофлота» — одному из новых бортов авиакомпании будет присвоено имя Волчек. Что касается второй вехи, то именно на юбилей как возвращение к истокам и переосмысление их, качественную переработку наследия в современный театр (Future in the Past) и будет направлено поступательное движение всего сезона.

Саму Другую сцену — также ко дню юбилея — планируется превратить в «место для молодёжи»: открытое с 11 утра пространство с собственным грузинским кафе и филиалом не названного большого книжного магазина.

Из непосредственно «юбилейных» событий запланировано открытие памятника основателям «Современника», запуск на красной ветке метро посвящённого им поезда, создание Мобильным Художественным Театром спектакля-прогулки по Чистым Прудам «Вечно живые», также рассказывающего об истории «Современника», выставка Алексея и Марии Трегубовых в ММОМА на Гоголевском бульваре, телефильм Владимира Раевского — и спектакль по пьесе Михаила Дурненкова на основе архивных материалов, который поставит худрук театра. Кроме того, перед началом нового сезона в театре стартовала лаборатория «Семь» (по числу основателей театра) — труппа вместе с приглашёнными драматургами и молодыми режиссёрами (часть из которых ранее уже начала сотрудничество с «Современником») будет исследовать время возникновения театра и главных героев — создателей «Современника». Наконец, на май-июнь намечен запуск мультимедийного шоу — пятнадцатиминутное зрелище будет «транслироваться» на стену административного здания театра (где нет окон).

В числе принципиальных пунктов нового манифеста был озвучен принцип перехода от «театра-дома» к «театру-вселенной»: Рыжаков пояснил, что это означает стремление «стать космосом», вбирающим в себя многообразие мира — и не только художественного. Рыжаков подчеркнул, что принципиальной необходимостью для театра является внятное позиционирование себя «в городе», а для каждого актёра — постоянная работа, не замкнутая на спектаклях, и готовность слышать окружающий мир и откликаться на него.

В практическом смысле это означает не только целый ряд запланированных премьер, но и масштабную «дополнительную работу». В число премьер текущего сезона вошли, в частности, несколько спектаклей самого Рыжакова: первый из них, «Собрание сочинений» по пьесе Евгения Гришковца, в «Современнике» сыграют уже сегодня вечером. Новая работа станет спектаклем открытия (считается, что весь сентябрь театр «доигрывал» спектакли прошлого сезона, а новый стартовал, как и всегда в «Современнике», в день рождения Олега Ефремова — 1 октября) — традиционно открывавшая сезон постановка Галины Волчек «Три товарища» (традиция с момента премьеры, 1 октября 1999, почти не знала исключений) «переместилась» в афише на 3 октября.

Следующие премьеры Основной сцены — ещё один спектакль Рыжакова, «Живой» по текстам и песням Виктора Цоя (декабрь), «Театр» Сомерсета Моэма в постановке Владимира Панкова (8 марта), «Орестея» Роберта Айка в постановке Евгения Арье (эту пьесу Арье уже ставил в «Гешере») и спектакль «Первый хлеб» по пьесе Рината Ташимова (к репетициям приступает петербургский режиссёр Бениамин Коц). На Другой сцене работают ученики Рыжакова — уже в ноябре выйдут «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой в постановке Георгия Суркова, а «Иллюзии» Ивана Вырыпаева до конца года поставит Иван Комаров (дебютировавший в сентябре премьерой спектакля «Девочка Надя, чего тебе надо?» по сценарию Шпаликова). Кроме того, на Другой сцене должна выйти премьера Олега Долина — режиссёр традиционно для себя обратится к Гоцци и commedia dell’arte.

Параллельно начнётся работа Александра Маноцкова и Олега Глушкова над большим музыкальным проектом, который зрители увидят только в следующем сезоне. Ещё одна большая работа — чтение романа, название которого Рыжаков скрывает от прессы. Идея проекта заключается в следующем: «Задание касается всех, каждого. Вы помните, что режиссёр — это прежде всего организатор, и мне хотелось бы организовать работу таким образом: не будет никакого кастинга. Я предложу вам прочитать роман, мы выделим дни, когда будем встречаться, его обсуждать и делать показы (я буду давать определённые задания). У вас будет пространство для творчества и фантазии, каждому будет, в этом смысле, место. Логика: сколько я наработал — столько и будет, сколько придумал — столько войдёт в спектакль. Каждый, кто захочет в этом участвовать, — будет участвовать. И это принцип нашей работы: человек, не участвующий в этом процессе, может совершенно спокойно себе определить существование — я пришёл и ушёл, можно перейти на контрактные отношения».

Примерно по тому же принципу Рыжаков дал задание труппе вместо существовавшего спектакля-альманаха «Неформат» (набор актёрских сцен-отрывков — самостоятельных работ артистов) создать подобную, но тематическую работу: «не постановочную, а диалоги» на тему «Отцы и дети», призванную пробудить «интерес к современной русской литературе».

В планах на следующие два сезона — постановки Дмитрия Крымова, Дмитрия Чернякова, Юрия Бутусова, Андрея Могучего и Алвиса Херманиса. Запланированы проекты-лаборатории «Маленький современник» (спектакли для детей), «Театр без исключений» (Борис Павлович и «Дом с маяком»), киноклуб «Современника» (за него будет отвечать актёр и куратор, создатель и директор кинофестиваля MIEFF Владимир Надеин). Наконец, достигнута договорённость об отношениях «побратимов»-сотрудников с БДТ им. Г.А. Товстоногова и театром «Гешер».

Кроме того, новая концепция театра предполагает, помимо появления стажёрской группы театра (выпускников курса Рыжакова в Школе-студии МХАТ), которая в качестве театрализованного знакомства с коллективом исполнила песню «Усидишь ли дома в восемнадцать лет…», обширный круг резидентов. К ним относятся независимое театральное объединение «Июльансамбль» (три поколения учеников Рыжакова), ММОМА, студенты продюсерского факультета — ученики дебютирующего в педагогике директора «Современника» Игоря Попова, фотографы — ученики Алексея Никишина, студенты-сценографы — ученики Николая Симонова и Гали Солодовниковой. Последние будут отвечать за создание «летнего открытого театра» на 80 мест — начиная с мая «площадка для спектаклей, поэтических вечеров, стендапа, сторителлинга, многожанрового искусства» откроется во дворе (на территории служебной парковки) театра. Планируется, что здесь будут играть спектакли с 21:30 до 00:00, поскольку пространство позволяет не создавать шум для соседних жилых домов.

Комментарии
Предыдущая статья
В Петербурге создают Школу социального театра 01.10.2020
Следующая статья
Минский продюсер Инна Ковалёнок арестована на 13 суток 01.10.2020
материалы по теме
Новости
Мобильный Художественный зовёт слушать музыку вместе с инопланетянами
В новом спектакле МХТ «Опасные шумы земного происхождения» инопланетяне в исполнении музыкантов изучают земную музыку как вирус и оружие.
Новости
Актёры Балтии представили свою версию пьес фестиваля Flash Acts
В онлайн-программу Baltic Case, организованную продюсерской компанией KatlZ, вошли 9 русскоязычных мини-спектаклей — балтийские версии пьес на тему изоляции российско-американского проекта Flash Acts.