«Современник» вернулся на Чистые пруды

Сегодня, 19 декабря, после масштабного ремонта и реставрации, продолжавшихся более двух лет, московский «Современник» вернулся в историческое здание на Чистопрудном бульваре.

Согласно первоначальным планам, уже с начала этого сезона (в «Современнике» он открывается 1 октября) театр должен был играть спектакли репертуара основной сцены на Чистых прудах — однако довольно скоро стало понятно, что этого не произойдёт. В числе того, что замедлило возвращение, были, например, обнаруженные на уровне фундамента грунтовые воды, с которыми пришлось бороться дополнительно, — усложняло задачу то, что здание бывшего кинотеатра «Колизей», построенное больше века назад (1913-1914, архитектор — Роман Клейн), является объектом исторического наследия: это значительно ограничивает возможность реконструкции. Учитывая его историческое значение, при работе фасад неоклассицистски-модернистского здания отреставрировали и обеспечили дополнительной внешней подсветкой.

С 1974 года, когда «Современник» въехал в здание на Чистых прудах, оно ни разу не ремонтировалось (не считая нескольких косметических ремонтов), поэтому к началу 2010-х находилось в плачевном состоянии. На сегодняшний день оно переделано практически целиком — не только на уровне коммуникаций, полностью обновлённой техники и машинерии: перестроен зрительный зал, закулисная часть, изменён дизайн фойе (автором проекта интерьеров выступил театральный художник Александр Боровский, ранее создававший внутреннее пространство Студии театрального искусства). Отдельного упоминания заслуживает обещание в течение следующего года открыть доступный зрителям музей — в более чем полувековой истории «Современника» много принципиально важных для отечественного театра событий и, соответственно, представляющих интерес для исследователей и зрителей архивных материалов.

В течение двух лет «Современник» играл спектакли основной сцены во Дворце на Яузе, предоставленном столичной администрацией театру в безвозмездную аренду, однако это пространство было ещё меньше приспособлено для театральных нужд, чем износившееся здание бывшего кинотеатра. Всё это время, впрочем, не переставала работать Другая сцена — камерное пространство «Современника», располагающееся на Чистых прудах рядом с основным зданием — стена к стене.

Первое событие на основной сцене состоялось сегодня — приуроченное к юбилею Галины Волчек (худруку «Современника» сегодня исполнилось 85 лет) «Возвращение домой», закрытый вечер-посвящение, концерт-капустник артистов театра: было найдено оптимальное решение — сделать отложенное почти на полсезона возвращение двойным праздником. На вопрос прибывшего с поздравлениями президента о замечаниях по проделанной работе именинница резонно ответила: «Нет, никаких замечаний нет, потому что ещё рано делать замечания — надо переехать, надо освоить эту новую технику…».

Впрочем, первый спектакль на обновлённой сцене сыграют уже завтра — это будет постановка Галины Волчек «Пигмалион». Последние спектакли во Дворце на Яузе «Современник» сыграет в конце декабря, а первую премьеру «большой формы» на Чистых прудах — спектакль Михаила Ефремова «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина — в конце января.

Однако побывать в обновлённом фойе узкий круг зрителей мог уже в начале ноября — как писал журнал ТЕАТР. ранее, там состоялась читка пьесы Дмитрия Данилова «Свидетельские показания», проходившая в рамках проекта «Поиск» — мультижанрового марафона, инициированного в начале нового сезона младшим поколением артистов «Современника».

Фото: Сергей Петров (соцсети театра «Современник»).

Комментарии
Предыдущая статья
«Кислота» Александра Горчилина вошла в программу Берлинале 19.12.2018
Следующая статья
Объявлен лонг-лист VII премии The Art Newspaper Russia 19.12.2018
материалы по теме
Новости
Московский «Современник» открыл музей для зрителей
Сегодня, 15 апреля, в московском «Современнике» открылся музей театра, доступный для зрительского посещения. Событие приурочено ко дню рождения «Современника».
Блог
Жить или не жить
В театре «Современник»  вышел спектакль ученицы Римаса Туминаса Гульназ Балпейсовой «Это моя жизнь» по пьесе Атола Фугарда «Здесь живут люди»  в переводе Владимира Воронина. Выбор пьесы интересный, и идет она на российской сцене не то, чтобы часто. Однако полноценной удачей…