Следуй за войной

На фестивале «Вдохновение», проходящем на ВДНХ, показали спектакль Situation rooms группы Rimini Protokoll.

Вам когда-нибудь приходилось носить бронежилет, лежать на стрельбище учебного полигона, делать операцию в полевом госпитале? Наверняка, нет. Спектакль Rimini Protokoll, конечно, не игра в зарницу, но он позволяет зрителям побывать в шкуре тех, чья жизнь так или иначе связана с войной и оружием.

Название Situation rooms отсылает к секретному штабу в Белом доме, построенному по приказу президента Кеннеди после провала вторжения на Кубу из-за нехватки реальной информации о положении дел. Отсюда руководство США теперь может следить за ликвидацией Бен Ладена или операцией «Буря в пустыне» в режиме реального времени. Такой же эффект присутствия «здесь и сейчас» пытаются создать для зрителей Штефан Кэги, Даниэль Ветцель и Хельгард Хауг – главные специалисты по документальному театру в Европе.

Впрочем, в проектах Rimini Protokoll категория «зрители» весьма условна, применительно к их последним работам правильнее будет употребить слово «участники». От свидетельского театра вроде «Проба грунта в Казахстане» или «Капитал. Маркс. Том 1», где на сцену выходили реальные люди и рассказывали о себе (постановки были показаны в Москве на фестивалях NET и «Территория»), они перешли к искусству партиципаторному, где главными действующими лицами становятся сами зрители. Так в популярном променад-спектакле «Remote Х» (вместо Х нужно подставить город проведения – Москву, Питер, Авиньон и т.д.) участники не просто бродили по улицам в наушниках, изучая знакомые места и людей с новой оптикой восприятия, но и сами совершали какие-то коллективные действия, становясь актерами или перформерами для случайных прохожих. В проектах «В гостях: Европа» и «100% Воронеж», показанном на Платоновском фестивале, зрители и вовсе становятся и объектом, и субъектом театрального исследования, высказывая собственную точку зрения на острые социальные вопросы.

В проекте Situation rooms зрителю, напротив, придется отказаться от своего «я» и стать на время кем-то другим: инструктором по стрельбе, журналистом или фотографом «горячих точек», беженцем из Сирии или рабочим на военном заводе. Каждый из участников получает наушники и планшет-путеводитель, на котором реальные люди из разных стран показывают свою жизнь, ведут за собой и приглашают встать на их место.

Чем-то это напоминает «Комнаты без людей», другой проект Rimini, где зрители оказывались в помещениях, словно недавно оставленных жильцами – слышали их голоса, могли потрогать их вещи, попробовать угощение. В Situation rooms также тщательно воссозданы различные локации: спартанская комната сельской школы в Конго и кусочек кладбища с хрустящей под ногами галькой, шикарный кабинет биг-босса с видом на Альпы и маленький израильский дворик с бельем на веревках, сохнущим под летним ветерком. Но в отличие от большинства иммерсивных спектаклей зрители становятся не пассивными наблюдателями, а непосредственными участниками действия.

Тут не приходится говорить о свободе самовыражения, каждый выполняет конкретные задания – повернуть направо, налево, открыть шкаф, достать флэшку, налить борщ рабочим в столовой, положить деталь на конвейер, поднять флаг и т.д. – и становится деталью, шестеренкой в отлаженном механизме, не видя всего замысла целиком. Эта театральная ситуация отчасти моделирует положение всех реальных героев постановки, ставших пешками глобального театра военных действий. Но есть у этой жесткой регламентации и обратная сторона: от чёткого выполнения инструкций и действий каждого зависит успех всей операции, состоится спектакль или нет. И эта ответственность делает из 20 незнакомых прежде людей единую команду, позволяет острее ощутить человеческую общность и сопричастность, которыми театр в принципе отличается от кино и других искусств.

Situation rooms – гремучая смесь компьютерной игры-бродилки, квеста в реальности и документального перформанса, когда через чужой предметный мир и собственный физический, чувственный опыт ты можешь прикоснуться к жизни других, далеких от тебя людей. Конечно, за семь минут, отведенных на каждого героя, ты не успеваешь его сполна понять и почувствовать, по-настоящему оказаться в его шкуре. Но этот калейдоскоп разных ситуаций и ракурсов даёт эффект фасеточного зрения стрекозы – у неё объемная картина мира складывается из тысячи крошечных изображений. Так и зрители Situation rooms, исследуя тему войны, насилия и круговорота оружия в мире, успевают увидеть её с самых разных сторон: с точки зрения солдат и генералов, миротворцев и поставщиков ПВО, беженцев и мирных жертв военных конфликтов. У каждого из них оказывается своя реальность и своя правда. Авторы спектакля не читают морали и не делают готовых выводов, предоставляя это публике. Их задача другая – фиксировать реальность и показать нам взаимосвязь происходящих в мире процессов и событий.

Ты бросаешь стеклянный шарик в трубу, а в соседней комнате он сбивает макет мемориала жертвам фашизма, построенный волонтерами на месте бывшего концлагеря. Ты мирно вкладываешь деньги в банк, а на них финансируются боевики в странах третьего мира. Ты, вернее твой герой, уничтожает базу террористов в Пакистане с помощью дрона-беспилотника, думая о том, что давно обещал сводить жену в ресторан, а в тысяче километрах от его меткого удара погибают дети, женщины и старики… Только у Rimini это не где-то далеко, а совсем рядом, за дверью. Этот лабиринт из комнат становится микромоделью нашего спрессованного, глобализованного мира, за который в ответе каждый из нас.

Комментарии
Предыдущая статья
Первой премьерой сезона в “Эрмитаже” станут “Цари” Левитина 22.07.2018
Следующая статья
Культовый проект Rimini Protokoll, интерактивные инсталляции Ксении Перетрухиной, летающие фантастические фигуры и шоу из “оживших” морских контейнеров – на ВДНХ стартовал фестиваль “Вдохновение” 22.07.2018
материалы по теме
Новости
«Золотая Маска» 2020 года будет продолжена
Фестиваль «Золотая Маска» 2020 года будет продолжен. Когда ситуация позволит российским театрам возобновить показы спектаклей, конкурсная программа «Золотой Маски» обязательно возобновится.
Новости
В 2020 году Эдинбургский международный летний фестиваль отменяется
Театральные события Эдинбургского фестиваля искусств также не состоятся из-за эпидемии коронавируса. Об этом сообщили на сайте фестиваля.