В Московском театре кукол поставят сказки Пушкина и Баума

На фото - куклы для спектакля "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Фото из соцсетей МТК

В планах на очередной, 91-й по счёту, сезон МТК — три премьеры, фестиваль и лаборатория МТК.Next.

Официальное открытие сезона намечено на 5 сентября — театр начнёт его с премьеры, спектакля «Курочка Ряба» (3+). Постановка Ольги Минаичевой предназначена для семейного просмотра — режиссёр напоминает, что «именно „Курочка Ряба“ называется сказкой сказок — потому что в ней заложено восприятие бытия. Здесь есть и мифологическая, и языческая, и космическая составляющие. Наш спектакль будет динамичным, весёлым, интерактивным, но при всём этом мы постаралась оставить моменты, связанные с разноплановостью сказки. Дети спокойно воспринимают всё это на подсознательном, эмоциональном уровне».

Однако, как обычно и бывает в МТК, особенно интересна художественная, театральная составляющая спектакля. В данном случае речь идёт о куклах, «играющих» в спектакле. Художница Екатерина Беклешова в 30-е годы ХХ века, перед началом войны создала собственную технологию создания мягких мимирующих кукол. «Беклешовские» куклы обладают очень подвижной, «человеческой» мимикой, однако на театральной сцене до сих пор они не появлялись: сама Беклешова создала несколько комплектов кукол для фронта, а впоследствии «беклешовские» куклы становились участниками эстрадных номеров. Любопытно, что с военными куклами, переданными фронтовым бригадам артистов, работали и непрофессионалы, и мастера сцены: с Геббельсом работал Аркадий Райкин, с Муссолини в костюме Пьеро — Сергей Образцов, с Гитлером и фрицем — сын художницы Борис Беклешов. Кукол для спектакля «Курочка Ряба» создавала Елена Колат — технологию «беклешовских кукол» она получила из первых рук, её учила сама Екатерина Беклешова.

Ещё до открытия сезона в качестве «затакта» МТК проведёт вторую лабораторию МТК.Next. Напомним, первая лаборатория прошла год назад. Изначально она была ориентирована на подростковую аудиторию и предполагала в том числе поиск нового интересного литературного материала. Вторым принципом лаборатории была суть работы — артисты МТК самостоятельно работали над эскизами, начиная от упомянутого выбора материала и создания кукол до создания эскизного спектакля как целого. Из пяти показов прошлой лаборатории три в итоге «доросли» до полноценных спектаклей: «Мучные младенцы» (12+) по книге Энн Файн, «Умник» (14+) по повести Мари-Од Мюрай и «Кэрролл без Алисы» (14+) по книгам Льюиса Кэрролла.

Вторая лаборатория пройдёт 2 и 3 сентября. За два дня будут представлены два блока — «12+» 2-го сентября и «18+» — 3-го. Каждый из блоков будет состоять из шести работ, объединённых лишь сквозным мотивом-подсказкой «формального характера» — темой-заголовком «Круглое и квадратное». В первый день на лаборатории будут представлены эскизы по текстам Али Бенджамин «Доклад о медузах», Яны Шерер «Мой внутренний Элвис», Давида Гроссмана «С кем бы побегать», Алексея Олейникова «Соня из 7 Буээ», Антона Чехова «Устрицы» и эскиз «Трэверс vs Дисней» по мотивам фильма «Спасти мистера Бэнкса». Во второй день лаборатории будут представлены отрывки по Рэю Брэдбери («Yes Future!»), Александру Володину («Агафья Тихоновна»), Илье Ильфу и Евгению Петрову («Золотой телёнок»), Уильяму Шекспиру («Король Лир»), Фридриху Дюрренматту («Минотавр») и Мартину МакДонаху («Человек-подушка»). Кураторами лаборатории остаются режиссёр МТК Наталья Пахомова и критик Алексей Гончаренко.

С 13 по 21 ноября пройдёт инициированный МТК фестиваль московских театров кукол «Ярмарка». Фестиваль станет вторым по счёту (о первом журнал ТЕАТР. рассказывал ранее). Участвовать в фестивале будут не только государственные, но и независимые театры кукол, причём часть спектаклей будет сыграна в формате «обменных гастролей»: театры будут проводить показы на площадках друг друга, «в гостях». «Идея „Ярмарки“ — вывести из незаслуженной тени большинство славных театров кукол столицы и создать совместный фестиваль, чтобы и зрители, и даже театральные критики увидели, насколько разнообразен московский кукольный мир. Никогда ещё за века существования Москвы не случалось, чтобы более сотни профессиональных московских кукольников: артистов, художников, режиссёров, — объединившись, показали зрителям свои лучшие спектакли», — поясняет художественный руководитель МТК Борис Голдовский.

Завершится «Ярмарка» специальным событием — в гости к москвичам приедет Иркутский театр кукол «Аистёнок» со спектаклем для слабослышащих «Бетховен. Разговорные тетради» (постановка Натальи Пахомовой), а во время фестиваля МТК отметит 90-летие. В день рождения, 19 ноября, МТК представит вторую премьеру сезона — музыкально-пластический спектакль по Пушкину «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Работа над спектаклем, которую вместе с артистами ведут режиссёр Наталья Пахомова, художник Евгения Шахотько и композитор Николай Морозов, началась ещё до карантина. Тогда же Пахомова сформулировала суть художественной задачи: «Наступило время, когда я как режиссёр могу прикоснуться к поэзии Пушкина и постараться воплотить её на сцене. Наряду со всеми экспериментами, что мы проводим в МТК, труппа, я думаю, уже готова ко встрече с русской классикой. Это будет музыкально-пластический спектакль — хочется применить то, чему мы научились с актёрами за семь лет. В „Ёжике в тумане“ особенно важна музыка, в „Слоне“ — пластика, а в „Царевне…“ сплетём воедино все приобретённые навыки.

Есть вещи, актуальные всегда, — именно таков стих Пушкина, на нём взросла русская литература. Его текст для меня сегодня — это языковая музыка, красота и ёмкость слова, не характерная нынешнему дню. Пушкин говорит кружевной вязью, языком уюта и тепла. Кроме того, это произведение переносит меня в конкретный период моего детства: мне 6-7 лет, я у дедушки с бабушкой, лежу на диване с безумно красивой книжкой и читаю эти сказки…».

Наконец, уже на весну намечена третья премьера — 8 марта МТК планирует выпустить спектакль «Удивительный волшебник из страны Оз» по одноимённой книге Лаймена Фрэнка Баума. Подробностей об этой постановке пока нет, но известен состав творческой команды, который будет интернациональным: руководитель постановки — Екатерина Образцова, режиссёр — Оксана Чабанюк, композитор — Александр Зацепин, художник — Людмила Константинова (Германия).

Комментарии
Предыдущая статья
Все события «Любимовки» покажут в режиме прямой трансляции 25.08.2020
Следующая статья
Петербургские театры решают проблему продления «театрального карантина» 25.08.2020
материалы по теме
Новости
Анатолий Праудин завершает документальную трилогию о войне
Премьера спектакля «Сектор Газа» пройдёт в петербургском театре ЦЕХЪ 24 сентября. Накануне, 23 сентября, там сыграют первую часть военной трилогии «Одиссея» — спектакль «Донецк. 2-я Площадка».
Новости
Александровский создаёт в инстаграме трибьют культовым граффити
Для того, чтобы увидеть «Зачем» — «самый короткий спектакль» Pop-up театра, петербургского независимого театра Семёна Александровского, — нужно подписаться на соответствующий Instagram-аккаунт.