rus/eng

Сирк дю Красноярск

Фото: goldenmask.ru

В программе «Детский Weekend», которая в этом году впервые появилась в афише фестиваля «Золотая маска», Красноярский ТЮЗ показал спектакль «Снежная королева».

Этот театр совсем недавно привлек к себе внимание российского театрального сообщества. Еще года четыре назад ТЮЗ был хроническим аутсайдером даже на местных региональных фестивалях. Ситуация стала меняться к лучшему после ухода прежнего худрука Андрея Няньчука — театр начал приглашать молодых режиссеров, в его репертуаре появилась современная драматургия, стали проводиться творческие лаборатории. На «Маске» (во внеконкурсной программе) Красноярский ТЮЗ впервые показался в 2011 году со спектаклем «Собаки-якудза» по пьесе Юрия Клавдиева (режиссер Тимур Насиров). Потом, опять же, вне конкурса были представлены «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, «Ипотека и Вера, мать ее» Егора Черлака и документальный спектакль «Подросток с правого берега». «Снежная королева» в постановке главного режиссера театра Романа Феодори — первое попадание ТЮЗа в конкурс. Номинированы спектакль, режиссер, художник Даниил Ахмедов и актриса Наташа Розанова в роли Герды. В самом театре эта работа, выпущенная в декабре 2012 года, прошла уже больше сорока раз и неизменно собирает полные залы.

Несмотря на то, что Красноярский ТЮЗ в последние годы активно позиционирует себя как молодежный театр и делает заметную ставку на аудиторию 16-30 лет, спектакли для детей по-прежнему занимают в нем значительную нишу (сейчас их в репертуаре 13 штук). Но часть из них —  морально устаревшее наследие прошлого, которое не изживается лишь потому, что исправно привлекает публику. Как говорит Николай Коляда: «Пионер маленький, сопливый, а рубль в кассу несет».

Другая часть — результат лаборатории прошлого сезона «Вешалка», посвященной драматургии для детей. Тогда в театре вышло сразу четыре спектакля разного качества, но одинаково скромного оформления. Весьма спорная, на мой взгляд, установка — оставлять эскизы, где костюмы и декорации из подбора, практически без изменений. Впрочем, дальнейшая судьба лабораторного эскиза зависит от позиции театра. Например, в новосибирском «Глобусе» эскиз «Любовь людей» Дмитрия Богославского (режиссер Иван Орлов) был показан на лаборатории в столярном цеху, на фоне стеллажей с досками, но позже, когда спектакль выпустили на малой сцене, ему сделали полноценные декорации и костюмы. В Красноярском ТЮЗе, к сожалению, закрепилась другая практика — на дальнейшую работу над эскизами дается не больше двух недель, оформление практически не меняется, а в некоторых случаях («Спасательный плот» Никола МакКартни в постановке Никиты Рака) режиссер в отсутствие средств сам вынужден выступать в роли художника.

Стоит ли удивляться, что на этом фоне «Снежная королева» Феодори, где узнаваемый сказочный сюжет соединен с ярким оформлением, оригинальной музыкой, видео и множеством визуальных придумок, оказалась у зрителей просто вне конкуренции? Здесь использована гигантская белая марионетка, символизирующая снег — когда кукла проходит над яркими разноцветными домиками, они становятся белыми. И огромные снежинки, скачущие на ходулях, и разбойники, напоминающие современных байкеров, и тролли в устрашающих масках, и привидения — находок множество. И так ли уж важно, что у кого-то от увиденного возникают явные ассоциации с «Цирком дю Солей» и «Снежным шоу» Славы Полунина, а еще у самой искушенной аудитории — совсем уж прямой отсыл к «Краю земли» легендарного французского кукольника Филиппа Жанти (например, в сценах с полиэтиленом и гигантской рукой Снежной королевы)? Режиссера это не смущает. Роман Феодори со своей командой чутко уловил сегодняшний тренд: спектакли для детей на большой сцене должны быть зрелищными, слово не играет здесь столь существенную роль, как красивая картинка. А если эта картинка сочетается еще и с танцами и цирковыми элементами, успех у публики обеспечен. Как говорит Феодори, постановка задумывалась без прицела на художественные откровения: «Мы ставили обычную сказку, чтобы играть ее во время новогодней кампании». Возможно, он лукавит. Как бы то ни было, в современный зрительский запрос на синтетическое разножанровое шоу этот спектакль попадает.

Комментарии: