XII премия «Прорыв» объявила номинантов по итогам сезона 2019-2020

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Логотип "Прорыва-2021" © пресс-служба премии

18 июля Номинационный совет XII Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» определил шорт-лист претендентов по итогам сезона 2019-2020. Награждение пройдёт 4 октября 2021 года на Новой сцене Александринского театра.

Ежегодно премия вручается театральным деятелям до 35 лет в 6 номинациях: «Лучший режиссёр», «Лучший художник», «Лучший актёр», «Лучшая актриса», «Лучшее исполнение роли второго плана», «Лучший менеджер». В этом году в составе Номинационного совета работали театральные критики и театроведы: Анна Брашинская, Марина Корнакова, Оксана Кушляева, Юлия Осеева, Николай Песочинский, Олеся Пушкина, Ирина Селезнева-Редер, Вера Сенькина, Евгения Тропп.

Определить претендентов премии было непросто, признаётся Евгения Тропп, декан театроведческого факультета РГИСИ, редактор «Петербургского театрального журнала», кандидат искусствоведения, член экспертного совета:

«Из-за всех переносов и сдвигов мы летом 2021 года рассматривали укороченный пандемией на треть сезон 2019/20. Все эти спектакли вышли „до новой эры“, по ощущению — очень давно. Приходилось заново переоткрывать для себя даже те работы, которые были когда-то просмотрены вживую.
Поначалу мне казалось, что лидеры очевидны — это и „Пиковая дама. Игра“ в Театре им. Ленсовета, и „Сирано де Бержерак“ в „Мастерской“, и „Король Лир“ в Небольшом драматическом театре. Но при просмотре всех заявок выявились и другие серьёзные конкуренты: и для меня открытиями стали работы в театрах кукол — в „Бродячей собачке“, в Малом театре кукол, в БТК. Радостно, что номинированы артисты из двух спектаклей Романа Кагановича — „За белым кроликом“ и „Я сижу на берегу“.
В номинации „Лучший режиссёр“ явного лидера как раз не было, при голосовании эксперты сильно разошлись во мнениях, и многим из потенциальных номинантов буквально одного голоса не хватало, чтобы войти в шорт-лист…».

Профессор кафедры русского театра РГИСИ, кандидат искусствоведения, член исполкома Международной ассоциации театральных критиков, член экспертного совета премии «Прорыв» Николай Песочинский также поделился мнением о конкурсном отборе этого года:
«Во-первых, среди номинантов появилось много новых имён, которых не было в прошлые годы. Во-вторых, много проектов, сделанных на границе разных видов искусств: драма и куклы, драма и музыка, драма и сайт-специфик. В-третьих, в этом году номинация „Лучший режиссёр“ включает в себя только два проекта неслучайно: экспертный совет решил обратить внимание на наиболее радикальные и даже провокативные проекты из 23 заявленных (многих по-своему хороших), поскольку они используют необычный формат взаимодействия со зрителями и соответствуют ментальности поколения миллениалов».

В номинации «Лучший режиссёр» представлены:
— Руслан Кацагаджиев — за постановку спектакля «Homo Omon. Эхо будущего» (независимый проект);
— Никита Славич — за постановку спектакля «DJ NIKISSA» (независимый проект).

В номинации «Лучший художник» представлены:
— Наталия Бурнос — за создание сценографии и костюмов к спектаклю «Бабочка» (режиссёр Альфия Абдулина), Театр кукол «Бродячая собачка»;
— Юлия Гамзина — за создание сценографии к спектаклю «Гримм. НеСказки» (режиссёр Варика Купорова-Экономски), Малый театр кукол;
— Елена Жукова — за создание сценографии и костюмов к спектаклю «872 дня. Голоса блокадного города» (режиссёр Татьяна Воронина), театр «Суббота»;
— Мария Кузнецова — за создание сценографии и костюмов к спектаклю «Фрида» (режиссёр Надежда Мошкина), Большой театр кукол;
— Екатерина Мельникова — за работу художника по свету в спектакле «Горемычные танцы» (режиссёр Александр Артемов), театр «ТРУ».

В номинации «Лучшая женская роль» представлены:
— Анна Арефьева — за исполнение роли Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак» (режиссёр Александр Баргман), театр «Мастерская»;
— Наталья Сизова — за исполнение роли Фриды в спектакле «Фрида» (режиссёр Надежда Мошкина), Большой театр кукол;
— Вера Тран — за исполнение роли Корделии в спектакле «Король Лир» (режиссёр Лев Эренбург), «Небольшой драматический театр»;
— Лидия Шевченко — за исполнение роли в спектакле «Пиковая дама. Игра» (режиссёр Евгения Сафонова), Театр им. Ленсовета.

В номинации «Лучшая мужская роль» представлены:
— Сергей Азеев — за исполнение роли Кролика в спектакле «За белым кроликом» (режиссёр Роман Каганович), «Театр ненормативной пластики»;
— Владимир Бойков — за исполнение роли Рубена в спектакле «Я сижу на берегу» (режиссёр Роман Каганович), Театр-фестиваль «Балтийский дом»;
— Григорий Чабан — за исполнение роли в спектакле «Пиковая дама. Игра» (режиссёр Евгения Сафонова), Театр им. Ленсовета;
— Яков Шамшин — за исполнение роли Омона Кривомазова в спектакле «Homo Omon. Эхо будущего» (режиссёр Руслан Кацагаджиев), независимый проект;
— Евгений Шумейко — за исполнение роли Сирано де Бержерака в спектакле «Сирано де Бержерак» (режиссёр Александр Баргман), театр «Мастерская».

В номинации «Лучший исполнитель роли второго плана» представлены:
— Алексей Ведерников — за исполнение роли графа де Гиша в спектакле «Сирано де Бержерак» (режиссёр Александр Баргман), театр «Мастерская»;
— Роман Кочержевский — за исполнение роли в спектакле «Пиковая дама. Игра» (режиссёр Евгения Сафонова), Театр им. Ленсовета;
— Анна Лебедь (Кочеткова) — за исполнение роли Марины в спектакле «За белым кроликом» (режиссёр Роман Каганович), «Театр ненормативной пластики»;
— Федор Пшеничный — за исполнение роли в спектакле «Пиковая дама. Игра» (режиссёр Евгения Сафонова), Театр им. Ленсовета;
— Дмитрий Честнов — за исполнение роли Освальда в спектакле «Король Лир» (режиссёр Лев Эренбург), «Небольшой драматический театр».

Кроме того, отдельным экспертным советом в составе Алексея Смокотова, Дмитрия Левина, Алексея Козлова, Андрея Пронина и Жанны Зарецкой были определены номинанты, претендующие на звание лучшего менеджера:
— Дмитрий Крестьянкин, Леон Словицкий — за создание и развитие «Плохого театра»;
— Анна Ласкина — за создание аудиоспектакля «Портрет» в Музее театрального и музыкального искуcства;
— Алина Мустафаева — за интеграцию бизнес-подходов управления в работу «Особняк.Театра»;
— Элина Петрова, Екатерина Сухорукова — за создание театрального проекта «Город. Разговоры»;
— Мария Семенова — за создание спектакля «Сыграем в летнюю ночь?» (независимый театральный проект ISKRA).

Специальный приз Номинационного совета будет вручен авторам спектакля «4elovekvmaske» Кириллу Люкевичу и Никите Касьяненко за создание альтернативного гения места.

Внеконкусная премия «Прорыв» за поддержку молодых талантов имени Антона Губанкова в этом году присуждена художественному руководителю — директору театра «Приют комедианта» Виктору Минкову.

Театральная премия для молодых «Прорыв» была учреждена в 2008 году независимыми театральными критиками Жанной Зарецкой и Андреем Прониным, а также театром «Приют комедианта» при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. За время существования премии 28 членов экспертного совета смотрели ежегодно до 100 спектаклей. Были номинированы 236 молодых профессионалов в сфере театра, 68 из них жюри признало лауреатами.

В 2021 году у премии появился новый генеральный директор: Александра Березовикова сменил на этом посту театральный продюсер Алексей Козлов.
Алексей Козлов окончил в 2007 году СПбГУ ИТМО по специальности «Создание и проектирование программных систем», а в 2011 году – Санкт-Петербургскую театральную академию (ныне РГИСИ), факультет актёрского искусства и режиссуры (мастерская Григория Дитятковского). С 2013 года — сооснователь и директор Театральной гостиной VINCI, с 2014 года – информационного ресурса «Современный театр» (насчитывающего 236 000 подписчиков к июлю 2021 года), с 2016 года — сооснователь и директор театральной лаборатории «Мастерская современного театра». В 2017-2019 гг. преподавал на продюсерском факультете РГИСИ. С 2018 года является генеральным директором «ОТЕАТРЕ.ИНФО» — сайта журнала «ТЕАТР.». В 2019 – 2020 годах — управляющий директор премии «Прорыв».

В этом году «Прорыв» проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Президентского фонда культурных инициатив, Союза театральных деятелей и Министерства культуры Российской Федерации.

Комментарии
Предыдущая статья
Большой театр завершит сезон на Новой сцене премьерой «Ариоданта» 19.07.2021
Следующая статья
На Bitef-2021 выступит робот-гуманоид, а чучела устроят эко-революцию 19.07.2021
материалы по теме
Новости
На «Встречи в России – 2024» приедут театры из восьми стран
С 3 по 9 апреля театр «Балтийский дом» проведёт ХХVI Фестиваль русских театров «Встречи в России», посвящённый в этом году 225-летию со дня рождения Пушкина.
Новости
Крестьянкин в Самаре ставит «документальный разговор, услышанный в баре»
23 и 24 марта на Экспериментальной сцене Самарского театра драмы имени Горького пройдёт премьера спектакля Дмитрия Крестьянкина «На дне.DOC».