Адольф Шапиро о Райне Праудиной: вкус и талант способны «навязать» понимание

Режиссёр Адольф Шапиро рассказал журналу ТЕАТР. об уникальной творческой индивидуальности актрисы Райны Праудиной — и о том, почему её уход вызывает грусть не только от утраты большой артистки, но и от конца прекрасной театральной эпохи:

«Я на протяжении многих лет получал удовольствие, приходя в очень хороший Рижский театр русской драмы — пожалуй, лучший русский театр за пределами России, — и видел игру его ведущей актрисы Райны Праудиной. Она была любимицей публики — но не той, которая «завоёвывает» внимание и всегда учитывает вкусы публики, а из тех актрис, которые обладают таким мощным вкусом и талантом, что может «навязать» публике своё понимание роли, театра — жизни, наконец. Кроме того, что это очень талантливая артистка, сильно влияющая на зрительный зал, конечно, сказывалась очень высокая культура. Недаром она родилась в потомственной театральной семье: её отец, Борис Праудин, был основателем Рижского ТЮЗа — ещё до Второй мировой войны, — а мне удалось застать и репетировать с её мамой Эльвирой Кромберг, замечательной латышской актрисой, которая играла по-русски (значит, в конце концов, русской актрисой). И вот это соединение двух начал — русской чувственности, импровизационности и высокой дисциплины латышского, западного театра — было в ней мощно заложено, а учитывая ещё очень волевую и точную режиссуру Аркадия Фридриховича Каца, её мужа, всё это вместе обеспечивало истинный её успех у зрителей.

Очень грустно вспоминать, а с другой стороны… что же, она очень много сделала. Много прекрасных ролей сыграла в очень хороших спектаклях. Она из тех актрис, у которых есть определённый уровень игры, ниже этого уровня она опуститься никогда не могла: могла играть прекрасно, могла играть очень хорошо, редко могла играть просто хорошо, но никогда ниже высокого уровня, если можно так сказать…

Грустно оттого, что с уходом этой талантливой артистки уходит ещё и воспоминание о редком театре, в котором она служила. К большому сожалению, о русских театрах, которые играют вне России, сейчас, благодаря неким историческим событиям, как-то не так много пишут, не так много уделяют внимания… У Рижского русского театра славное прошлое: Михаил Чехов и прекрасные актёры, которые играли в нём в «буржуазное» время, — это был фактически единственный и крупнейший эмигрантский театр за рубежом, другого аналога не было (были маленькие группы, но постоянно играющих театров — нет, и вот как-то удалось…). Это было целое явление. Я думаю, что Рижский русский театр — это вообще счастливый театр. И, конечно, одно из счастий его, одна из удач — это то, что там играла, что была такая актриса как Райна».

Фото Адольфа Шапиро с сайта Воронежского Камерного театра, Райны Праудиной — с сайта московского театра  «У Никитских ворот».

Комментарии
Предыдущая статья
Группа DEREVO становится “production company” 04.01.2019
Следующая статья
Не стало артиста Театра на Таганке Ивана Бортника 04.01.2019
материалы по теме
Архив журнала
Большая миграция
Режиссерским именам, собранным в оперной афише Большого, может позавидовать любой драматический театр мира. Что объединяет всех этих людей? Почему именно они ставят оперы в главном музыкальном театре страны? Театр. разбирается в причинах и последствиях миграции режиссеров драмы в Большую оперу.
Новости
Георгий Цхвирава выпускает спектакль по пьесе Адольфа Шапиро
14 и 15 мая в Омском академическом театре драмы пройдёт премьера спектакля «Обрыв» по одноимённому роману Ивана Гончарова. Режиссер спектакля – Георгий Цхвирава.