Руководители европейских театров о приговоре: “Мы должны предотвратить катастрофу и помочь Кириллу и его товарищам”

На фото - акция в поддержку Кирилла Серебренникова и других фигурантов "дела Седьмой студии" у Deutsches Theater. Фото с сайта театра

В Германии, Швейцарии и других европейских странах руководители театров, журналисты и политики продолжают высказываться о процессе по делу “Седьмой студии” и о прозвучавшем вчера, 26 июня, приговоре.

Напомним, вчера, 26 июня, во время оглашения приговора Серебренникову и другим фигурантам дела “Седьмой студии” в Берлине у российского посольства проходила акция, инициированная немецкими театральными деятелями – прежде всего, театром Schaubühne, ранее опубликовавшим обращение на своём сайте. Художественный руководитель театра Томас Остермайер, ведущий актёр Schaubühne Ларс Айдингер, интендант Deutsches Theater Ульрих Куон и другие (всего около 120 человек) пытались передать петицию в поддержку обвиняемых по делу “Седьмой студии”, но им не открыли дверь: сперва по переговорному устройству сообщили, что будут общаться только с русскоговорящими, а после повторного звонка на русском велели отправлять письмо почтой (что Остермайер и остальные участники акции и пообещали сделать). Под письмом стоят подписи 56 000 (sic) деятелей культуры со всего мира – в их числе Кейт Бланшетт, Теодор Курентзис, Эльфрида Ёлинек, Владимир Юровский, Барри Коски, Сергей Лозница, Саймон Макбёрни, Мариус фон Майенбург, Серджио Морабито, Мило Рау, Марк Равенхилл, Фолькер Шлёндорф, Кэти Митчелл, Ларс фон Триер, Дидье Эрибон, Сергей Невский.

Сегодня, 27 июня, издание Deutsche Welle опубликовало отклики руководителей двух европейских театров, с которыми сотрудничал Серебренников, на прозвучавший вчера в московском Мещанском суде приговор.

Художественный руководитель Государственного оперного театра Штутгарта (здесь в 2015 году Серебренников поставил “Саломею” Штрауса, а в 2017 из-под домашнего ареста – оперу Хумпердинка “Гензель и Гретель”) Виктор Шонер: “Мне, конечно, хотелось, чтобы Кирилла Серебренникова оправдали. Суд ведь уже возвращал дело в прокуратуру в сентябре прошлого года, поскольку не было доказательной базы для обоснования обвинительного заключения.

Прокуратура к тому моменту занималась сбором материалов более двух лет. И вдруг после возврата дела ей всего за восемь месяцев удалось собрать доказательства вины фигурантов “театрального дела”?! Было бы интересно узнать, будут ли опубликованы материалы дела, чтобы понять, что в итоге привело к приговору.

И ведь не случайно так совпало, что приговор был вынесен спустя два дня после большого военного парада и в канун голосования, которое позволит Владимиру Путину оставаться у власти еще 16 лет. Шокирует и то, что в дополнение к условному сроку и штрафу в размере 800 тысяч рублей трое обвиняемых должны выплатить сумму якобы нанесенного “ущерба” в размере около двух миллионов долларов США. Это просто разорение! Мы все, кто ценит Кирилла и его работу, должны предотвратить эту катастрофу и помочь ему и его коллегам”.

Художественный руководитель оперного театра Цюриха (здесь в 2018 году, оставаясь под арестом, Серебренников выпустил премьеру “Cosi fan tutte”) Андреас Хомоки: “Что Серебренникова не оправдают, было ожидаемо. Несмотря на то, что обвиняемые не получили сроков, запрошенных обвинением, условные наказания тоже являются доказательством того, что люди творческие в России не застрахованы от тех или иных санкций со стороны государства. Очевидно, что власти хотят создать прецедент и показать на примере Серебренникова, “неудобного” театрального режиссера, свободного духом художника, и его “однодельцев”, как не надо себя вести. И весь этот показательный процесс, и этот приговор – предупреждение другим. Люди, стоящие у власти в России и представляющие страну, которая по праву гордится своей выдающейся культурой, нанесли огромный ущерб как раз репутации российской культуры. В мыслях наших мы сейчас с Кириллом и желаем ему сил и крепкого, боевого духа”.

Отметим, что в Германии за финальными стадиями процесса по делу “Седьмой студии” пристально следили не только представители культурного сообщества и пресса, но и политики: журнал ТЕАТР. писал ранее о реакции МИДа Германии.

В частности, накануне оглашения приговора, 25 июня, докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по правам человека Франк Швабе написал в своём твиттере: “В тревоге по поводу российского режиссёра Кирилла Серебренникова и ожидаемого завтра судебного решения. Похоже, намечается новое дело для Европейского суда по правам человека. Россия не должна играть с огнём. Искусство должно быть свободным, а не находиться за решёткой!”. И позднее добавил ещё одну публикацию: “Право на искусство и культуру должно быть защищено во всём мире. Критика режима является их частью! Приговор Кириллу Серебренникову является политически мотивированным и ставит всю сферу под угрозу. Россия злоупотребляет правосудием, попирает основные права и свободы, а также права человека. #freekirill”.

Комментарии
Предыдущая статья
28 июня: какие спектакли ждут в воскресенье 27.06.2020
Следующая статья
Журнал ТЕАТР. присоединяется к медиастрайку в поддержку Юлии Цветковой 27.06.2020
материалы по теме
Новости
Диденко ставит «Кремулятор» с музыкой Невского
2 и 3 февраля в Берлине на площадке Säälchen пройдёт премьера спектакля Максима Диденко «Кремулятор» по одноимённому роману Саши Филипенко.
Новости
Экс-артисты «Гоголь-центра» расскажут про «Апокалипсис завтра»
Сегодня и завтра, 31 января и 1 февраля, в гамбургском Thalia Theater пройдёт премьера спектакля Евгения Кулагина «Апокалипсис завтра». Постановка — первая работа нового объединения Kirill & Friends gGmbH.