Роман Виктюк ставит роман Сологуба

1 и 2 марта в Театре Романа Виктюка пройдет премьера спектакля «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба.

«Когда эпоха проходит сквозь тебя какими-то невидимыми путями, совсем не ты эти пути выбираешь, – рассказал журналу ТЕАТР. режиссер спектакля, основатель театра Роман Виктюк. – Этот вопль, сконцентрированная энергия – проходят через тебя. И логика творчества – если о нем, вообще, можно говорить с позиции логики, – состоит в том, чтобы выделить интуицию как способ познания вселенной, ее единой сущности. В этом есть отличие от интеллекта, познающего материю. Все мы зациклены на интеллекте, это наша первая ошибка. Поэтому великий Сологуб в начале XX века совершенно естественно пришел к мистике как к наиболее творческому пути. Я считаю, что этот автор, его вклад в мировую культуру недооценен – наверное, еще и поэтому я уже в третий раз обращаюсь к его «Мелкому бесу». Несправедливо, что он вошел в историю литературы без заслуженной великой славы. Прошло сто лет, а его не переиздают – романы, стихи, пьесы. Ведь он сам написал пьесу по «Мелкому бесу», участвовал в постановке!..
В его пьесе масса загадок – зачастую страшных, разгадывание которых может привести к шокирующим прозрениям. Вскрывать тайные глубины собственной души, душ зрительских. Будить лихо в себе – пусть оно и тихо только тогда, когда спит… Лихо как движущую силу творчества – я подчеркиваю это! Во всяком случае, я вижу миссию искусства именно так».

К «Мелкому бесу» Виктюк обращался уже дважды – в Таллинском театре и в Московском театре «Современник», где спектакль имел бешеный успех у публики. Третье обращение мастера к роману несет совершенно новые смыслы, новую эстетику – то, что актуально именно сейчас, в веке технологическом, веке прогресса, зачастую уничтожающем духовное в людях. На сцене возникнет новый, особый, колдовской мир – мир Недотыкомки, того самого беса, который, существуя лишь в воображении главного героя и будучи мелким, способен при этом управлять вселенной.

Роман Виктюк – советский, российский и украинский театральный режиссёр, основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка. В 1970-1974 годах был ведущим режиссером в Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы). Начиная с середины 1970-х ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён). Ставил спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Львова, Литвы, Риги, Твери и Нижнего Новгорода. В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль — «Служанки», по пьесе Ж. Жене. В 1990 году открылся Театр Романа Виктюка.

Фотография с сайта театра

Комментарии
Предыдущая статья
Директора театров высказались о предложении Минкульта по госзакупкам 14.02.2019
Следующая статья
Жизнь утекает сквозь хайтек 14.02.2019
материалы по теме
Новости
Денис Азаров стал новым художественным руководителем Театра Романа Виктюка
Новым художественным руководителем столичного Театра Романа Виктюка назначен режиссер Денис Азаров. Об этом сообщается в среду на официальном сайте мэра Москвы.
Новости
Умер Роман Виктюк
Сегодня, 17 ноября 2020 года в больнице скончался театральный режиссер Роман Виктюк. Ему было 84 года.