Серебренников и Кукушкин репетируют премьеру о визионере и гурмане Одоевском

На фото - Никита Кукушкин в спектакле "Человек без имени". Фото Иры Полярной.

26, 27 и 28 февраля на основной сцене «Гоголь-центра» пройдёт премьера спектакля «Человек без имени» — посвящённого Владимиру Одоевскому «коллективного сочинения» Кирилла Серебренникова, Никиты Кукушкина, Петра Айду и Александра Барменкова. К премьере приурочен «Одоевский-Fest».

«Гоголь-центр» обратился к фигуре эксцентрического князя Одоевского — писателя, учёного, философа, изобретателя и визионера — неслучайно. Отправной точкой и источником вдохновения для новой работы стала выставка «Косморама XVIII», проходившая в Музее Москвы летом 2019 года. Журнал ТЕАТР. подробно рассказывал об этом кураторском проекте искусствоведа Сергея Хачатурова. Напомним, «Косморама XVIII», как и целый ряд других придуманных и реализованным Хачатуровым выставок, была не только экспозицией «исторического» характера — она становилась арт-проектом, над которым работали театральные художники и молодые артисты — в том числе актёры «Гоголь-центра».

О предыстории «Человека без имени» рассказывает Кирилл Серебренников: «Когда я благодаря куратору Сергею Хачатурову и его выставке про Одоевского в Музее Москвы чуть больше узнал о работах князя, то сразу понял, что нам обязательно нужно рассказать про эту полузабытую легендарную личность. Многим он известен исключительно по „Городку в табакерке“, но в его наследии можно найти немало интересных произведений. Многое интересовало князя — от литературы и музыки до алхимии и гастрономии, он изобретал музыкальные инструменты, постоянно думал о технологиях будущего. Одоевский был визионером и в чём-то пророком: многие идеи, которые воплощены сегодня, были высказаны им почти 200 лет назад».

В спектакле ГЦ парадоксальная личность Одоевского станет смысловым, сюжетным и эстетическим центром: хотя «Человек без имени» основан на текстах Одоевского-писателя, это сочинение по мотивам — пьеса Валерия Печейкина. Напомним, подобный опыт «биографических» и при этом «фантасмагорических» текстов для театра у Печейкина уже есть: самый известный из них — «Кафка» (спектакль Кирилла Серебренникова идёт в репертуаре «Гоголь-центра»). Играть главную роль, таинственного князя Одоевского, будет Никита Кукушкин.

Упомянутый Серебренниковым интерес князя Одоевского к гастрономии стал принципиальным для новой пьесы и будущего спектакля: «„Человек без имени“ рассказывает о путешествии души, оказавшейся на пороге смерти, — поясняет пресс-служба театра. — Владимир Одоевский — „русский Фауст“, прозаик, философ, общественный деятель и мистик. Будучи современником Пушкина, Одоевский оказался незаслуженно забыт последующими поколениями. Главные вопросы русской литературной и политической жизни Одоевский рассматривал сквозь алхимию и… кулинарию. Им был поставлен новый важнейший вопрос: „Что съесть?“, ведь всю историю человечества князь Одоевский называл „описанием битв, разбоев и переселений, происходящих от голода“».

Что же касается изобретения музыкальных инструментов, то этот сюжет во многом определил форму спектакля: один из соавторов «Человека без имени» — специалист по «звуковым ландшафтам», пианист, композитор и, что особенно важно, исполнитель на исторических клавишных инструментах Пётр Айду. Для будущего спектакля Айду создал уникальный музыкальный инструмент — пангармоникон. «Когда я берусь за создание звуковой среды для какого-либо проекта, я начинаю не с музыки, а с того, каким образом она звучит, откуда берутся эти звуки, — рассказывает Пётр Айду. — Для этого спектакля мы хотели построить утопический инструмент гидрофон, который Одоевский описал в своих футуристических рассказах, потом было ещё несколько вариантов. В итоге мы сошлись на инструменте, который я предложил сделать как гибрид из десяти переделанных пианино. Получилась масштабная звуковая инсталляция, и ту музыку, что будет звучать в спектакле, можно сыграть только на этом инструменте».

За визуальную составляющую «коллективного сочинения» отвечает, кроме прочих, художник Александр Барменков — ученик Дмитрия Крымова, номинировавшийся на «Золотую Маску» за спектакль «О-й. Поздняя любовь» (как художник и художник по костюмам), в «Гоголь-центре» уже работавший над спектаклями Дениса Азарова («Ёлка у Ивановых», художник), Владислава Наставшева («Без страха», художник по костюмам) и режиссёрским дебютом Никиты Кукушкина по пьесе Валерия Печейкина «Боженька» (сценограф и художник по костюмам).

К премьере приурочен ряд специальных событий, объединённых в цикл «Одоевский-Fest». «Мы откроем выставку художницы Тани Пёникер, — пояснили в пресс-службе ГЦ, — она займет зрительские пространства „Гоголь-центра“ и будет включать в себя различные объекты „с секретом“, ведь потайные механизмы были большой страстью Одоевского. Также Валерий Печейкин вместе с Сергеем Хачатуровым проведут несколько лекций в рамках программы „Гоголь +“ и презентуют книгу с текстом пьесы, статьями и комментариями авторов спектакля <книга продолжит давно начатый ГЦ цикл изданий с текстами пьес, инсценировок и переводов, созданных специально для театра, — от „Идиотов“ до „Барокко“ — прим. ТЕАТР.>. И, конечно, трудно представить жизнь Одоевского без гастрономии, поэтому несколько отличных московских шеф-поваров представят нам свои блюда по рецептам писателя».

Напомним, «Одоевский-Fest» был анонсирован «Гоголь-центром» ещё в начале сезона 2019-2020, а после выхода из карантина, уже в преддверии сезона 2020-2021, театр рассказал и о грядущей премьере «Человек без имени».

Комментарии
Предыдущая статья
Новосибирский «Глобус» отвергает обвинения в цензуре 21.01.2021
Следующая статья
СТИ объявляет нового директора 21.01.2021
материалы по теме
Новости
«Красный факел» выпускает музыкальный вариант «Ромео и Джульетты»
19 и 20 апреля в новосибирском театре «Красный факел» пройдёт премьера спектакля Марка Букина «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира.
Новости
Персеваль исследует тему власти с помощью «римских трагедий» Шекспира
20 апреля на сцене венского Volkstheater пройдёт премьера спектакля Люка Персеваля «Рим» по тексту Юлии Йост, основанного на пьесах Шекспира из числа так называемых «римских трагедий».