Жизнь после карантина: мнение Ильфира Якупова

На фото - Ильфир Якупов. Фото из личного архива

Разговоры о том, как театры будут выходить из кризиса, вызванного пандемией и карантином, становятся всё активнее. Директора театров страны продолжают делиться с нами своими соображениями по этому поводу.

Ильфир Якупов, директор Татарского государственного академического театра им. Г. Камала (Казань):

“Мы – театр-грантополучатель, и это значит, что у нас была неплохая подушка безопасности во время вынужденной изоляции. Да, мы потеряли гораздо больше, чем заработали в режиме онлайн, хотя с точки зрения организации процесса мы были готовы к показу видеозаписей спектаклей. Процесс выхода театра из карантина будет сложным, безусловно. Нам придётся заново входить в рабочий ритм, набирать обороты. И несмотря на это, мы ждём с нетерпением момента, когда скажем зрителям: «Мы рады приветствовать вас в нашем зале».

Конечно, нам хотелось бы открыть двери театра, когда все опасности будут позади, когда угроза заражения и распространения вируса сойдёт на нет. Иначе я плохо себе представляю, как можно обеспечить безопасность наших зрителей, артистов, сотрудников во время проведения спектакля. Скажем, рассадим мы зрителей в 1,5 метрах друг от друга, обеспечим дезинфекцию всех поверхностей (хотя мы это и до карантина выполняли ежедневно), но человек может подхватить вирус где угодно по пути в театр, что тогда? А как мы предложим им входить в зал? Или стоять в очереди в гардероб, буфет, туалетные комнаты и так далее? Теоретически контроль установить можно, но как всё это будет происходить в реальности: в режиме аудиообъявлений соблюдать социальную дистанцию, запрета, замечаний? Как мы будем проверять, вымыли ли они руки, прежде чем взяться за чашку чая, или нет. Сразу вспоминается эпизод из фильма «Джентльмены удачи»… Но в таком случае впечатление от трижды комедии омрачится от сопутствующих этой услуге процедур, мне кажется. Этот вопрос, конечно, требует более основательного анализа и разработки механизмов организации процесса, если всё-таки такое решение будет принято.

В том, что зритель отправится в театр при первой же возможности, я не сомневаюсь. Степень зрительской заинтересованности видна по нашим онлайн-трансляциям. С каждым днём спрос растёт. Наши зрители, которые оказались не менее творчески настроенными, чем артисты, устроили флэшмоб в поддержку театра, каждый ролик которого заканчивался пожеланиями скорой встречи. И это лишь подтверждает, что выход из карантина будет сопровождаться повышением спроса на наши услуги.

Я думаю, что в этих условиях снижать цены на билеты – нецелесообразно. Вернее будет их придержать. Мы уже проходили экономические кризисы 2008 и 2013 годов.

В разные годы потребительская корзина была разной. И когда покупательская способность населения снижалась, мы оставляли цены на билеты на определённом уровне. Далее, когда всё более или менее приходило в норму, то, проанализировав ситуацию, мы позволяли себе немного поднять цены. И мы пришли к выводу, что спрос на билеты в театр (в филармонию, музей и так далее) так же, как и на хлеб, не эластичен. Неважно, сколько стоит хлеб, его всё равно будут покупать. Так же обстоит дело и с походом в театр.

А вот для утоления духовной потребности мы предоставляем широкие возможности. Распоясовка зала у нас довольно демократичная: от 200 до 1500 рублей. Конечно, наши цены со столичными не сравнить, но и доходы у населения у нас в среднем очень скромные. И мы оставим пока всё как есть, предложив зрителям купить билет за ту цену, которую человек сможет заплатить. Поэтому, ещё раз повторюсь, снижать цены на билеты – нецелесообразно, ковидный кризис не должен как-то особенно отразиться на ценовой политике.

Более того, мы довольно часто проводим различные акции. Я не думаю, что их должно стать или в разы больше – для привлечения зрителя, или в разы меньше – для того, чтобы увеличить доход. Нет, пусть всё потихоньку возвращается на круги своя. Будем смотреть на потребительскую способность и придумывать новые пиар-проекты. Такие, как, например, студенческая среда, когда в определённый период времени по средам студенты ВУЗов могли попасть на любой спектакль по льготной цене. Маркетинговые возможности многообразны и безграничны.

Что касается предложений по поводу «облегчения» репертуара… Думаю, наша репертуарная политика не изменится. Мы сохраним афишу докарантинных времен. И постараемся соблюсти баланс, не отдавая сцену на откуп мелодраме или комедии.

Да, у нас эти жанры более востребованы, и спектакли обладают высокой исполнительской и постановочной культурой. Но, как и в любом другом театре, у нас есть постановки, которые не бьют рекорды посещаемости, но важны для творческого развития, являются основой для размышления над актуальными социальными и общественными вопросами. И каждый пришедший на них зритель также важен для театра. Поэтому с точки зрения репертуарной политики в нашем театре ничего особо не изменится. Надо развиваться, надо идти вперёд, как бы сложно ни было. Творческий кризис гораздо более страшная вещь, нежели экономический. Мы и так в простое с конца марта: не играем, не репетируем, не творим. Что может быть печальнее? Эту кризисную чашу театры испили до дна, к чему усугублять ситуацию дальнейшими играми в поддавки. Планка не должна опускаться, потом её будет трудно поднять на прежний уровень и заново приучать зрителя работать, а не только отдыхать в театре.

Есть, однако, момент, который вдохновляет: в процессе вынужденной самоизоляции и работы на удалении, придумывая различные творческие проекты, прорабатывая разные возможности для активизации онлайн-жизни, которой зажил театр, и артисты, и сотрудники разных служб проявили себя с самой неожиданной, креативной стороны. Кто-то, находясь на удалении, генерировал идеи и действовал, чтобы творческий процесс не прерывался. Кто-то показал себя способным к самостоятельной работе и выдавал любопытные онлайн-проекты. И это очень интересный опыт. Как любая чрезвычайная ситуация открывает скрытые возможности, так и мы, находясь в постоянном диалоге с новыми реалиями, открывали для себя новые пути для творческого эксперимента, и будем использовать эти наработки в дальнейшем для восстановления и укрепления живого диалога с любителями театрального искусства”.

Напомним, что сайт журнала ТЕАТР. инициировал обсуждение проблем, связанных с выходом театров из режима самоизоляции, с директорами и менеджерами российских театров. По ссылкам можно найти мнения Виктора Минкова, Кирилла Крока, Дмитрия Левина, Марии Ревякиной, Софьи Апфельбаум и Антониды Гореявчевой.

Журнал ТЕАТР. продолжает публиковать комментарии руководителей театров. Ищите их мнения на нашем сайте по тэгу жизнь после карантина.

Комментарии
Предыдущая статья
23 мая: какие трансляции ждать в субботу 22.05.2020
Следующая статья
Журнал ТЕАТР. и Пушкинский фестиваль представляют “Тараса Бульбу” Жолдака 22.05.2020
материалы по теме
Новости
Луиза Шарова увольняется с поста директора Кариевского ТЮЗа
Директор Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева Луиза Шарова покинет свой пост 26 апреля. Об этом она сообщила на своей странице ВКонтакте.
Новости
Букаев выпускает «променад по Казани ХIХ века»
Сегодня, 31 марта, пройдёт премьера променада «Лёгкий человек», основанного на одноимённом рассказе Горького. Этот уличный спектакль с артистами Казанского ТЮЗа поставил главный режиссёр театра Радион Букаев.