Иван Поповски выпускает оперетту Шостаковича

Фото с сайта Большого театра

С 25 по 28 марта на Камерной сцене Большого театра пройдут премьерные показы спектакля Ивана Поповски, в основу которого легла оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки».

Шостакович принялся за написание оперетты в сентябре 1957 года «по неотступным, настоятельным просьбам» главного дирижёра Московского театра оперетты Григория Столярова и завершил работу над ней в октябре 1958 года. В основу либретто Владимира Масса и Михаила Червинского легли перипетии, связанные с массовым переселением из старых коммуналок в новые жилые кварталы, когда «квартирный вопрос» был особенно актуален. Премьера прошла в Московском театре оперетты в 1959 году, а через два года Герберг Раппапорт снял фильм «Черёмушки».

Театр приводит слова основателя Московского театра оперетты Григория Ярона: «Я, как и все, ждал сложнейшую „шостаковичевскую“ музыку, с острейшими гармоническими комбинациями, а это была сама простота! Но сколько в этой простоте было вкуса и благородства! Труппа с первого дня полюбила эту музыку. Настоящий фурор она вызвала внутри театра, когда актёры услышали её в исполнении оркестра. Музыка Шостаковича улыбалась, хохотала, танцевала, издевалась, шалила, а иногда чуть-чуть грустила».

На сцене Большого театра единственная оперетта композитора будет представлена впервые. Для Ивана Поповски это не первый опыт работы на сцене театра, он дебютировал в Большом в 2005 году постановкой оперы Прокофьева «Война и мир». Сценографию создаёт российский и немецкий архитектор Сергей Чобан. Это станет его второй работой в Большом театре (ранее, в 2019 году он оформил спектакль Александра Молочникова «Телефон. Медиум»). За дирижёрским пультом – Павел Клиничев.

Иван Поповски рассказал журналу ТЕАТР. о специфике музыкального материала Шостаковича: «Понятно, что появление оперетты у такого гения вызывает вопросы. Но вместе с тем и интерес – он мог себе это позволить, мог поднять её на другой, более высокий уровень. Я не знаю, почему оперетту называют лёгким жанром. Мне кажется, для артиста и для театра это не так. Может быть, сам музыкальный материал проще, но с быстрыми внутренними переходами и переключениями справиться бывает сложно.

„Москва, Черёмушки“ – это безумие музыки, задор, в каком-то смысле даже наивность, бравурность, это сочетание юмора и лёгкости. Когда слышишь её, хочется улыбаться, петь, танцевать. Я не специалист, не музыковед, но ощущаю это на уровне чувств – откликается ли музыка во мне, хочется ли сделать несколько движений ей в такт, или она оставляет меня равнодушным.

Шостакович работает с нарочито игровой и светлой природой, нам совсем не хотелось её омрачать или переносить во времени, например, в условия современности. Поэтому мы говорим о том времени, о той эпохе, когда, казалось бы, стало чуть легче дышать, хотя внутренние противоречия в людях всё равно оставались. При этом мы смотрим на эту историю через призму нашего восприятия: в зале – сегодняшние зрители, на сцене – сегодняшние артисты, и не важно, в каких они костюмах. Нам хотелось сохранить флёр тех времён, особую атмосферу и сделать акцент на любовной истории».

Напомним, Иван Поповски родился в Македонии. В 1988 поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Фоменко). На тот момент он совсем не говорил по-русски, но смог выучить язык за три месяца. Будучи студентом 2-го курса, он начал работу над спектаклем «Приключение» по пьесе Цветаевой, который был признан лучшим московским спектаклем 1991 года. Его постановка «Сон в летнюю ночь» (2015) году стала лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Драма — Спектакль большой формы».

Среди других работ, выпущенных в этом сезоне: «TERRA ГУЭРРА. Каприччио» в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой и «Молли Суини» по пьесе Брайана Фрила в «Мастерской Петра Фоменко». 

 

Комментарии
Предыдущая статья
Борис Павлович репетирует спектакль о «мученике космоса» 21.03.2021
Следующая статья
22-28 марта: юбилейный онлайн-гид журнала ТЕАТР. 21.03.2021
материалы по теме
Новости
Гуревич в РАМТе соединит русский фольклор и немецкий экспрессионизм
13 апреля на Маленькой сцене РАМТа пройдёт премьера спектакля Филиппа Гуревича «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Постановка выросла из эскиза, представленного во время осенней лаборатории РАМТа.
Новости
Баварская опера проведёт балетный фестиваль Ballettfestwoche в онлайне
В рамках ежегодного мюнхенского смотра Ballettfestwoche в этом году с 17 по 25 апреля можно будет бесплатно посмотреть восемь танцевальных спектаклей. В их числе — премьера Андрея Кайдановского, основанная на пушкинской «Метели», и работы Уэйна МакГрегора, Ханса ван Манена, Шарон Эйяль.