Александр Пономарёв возвращает на Театральную площадь «Блоху» Замятина

На фото - сцена из спектакля "Блоха" © пресс-служба РАМТа

20 октября на Маленькой сцене РАМТа пройдёт премьера спектакля Александра Пономарёва «Блоха» по пьесе Евгения Замятина.

Пьеса «Блоха» по мотивам повести Лескова «Левша» и тульских сказов была написана Евгением Замятиным в 1925 году. Эта «игра в четырёх действиях» не была первым драматургическим опытом Замятина, однако примечательно, что свою версию классического текста он создавал по заказу театра — МХАТа 2-го. С этой идеей к писателю обратился Алексей Дикий, который и стал режиссёром спектакля. Для РАМТа история возникновения «лубочной „Турандот“», как охарактеризовал ту премьеру театровед Павел Марков, имеет принципиальное значение: сегодняшний Молодёжный театр располагается в том самом здании на Театральной площади, где был МХАТ 2-й. В частности, именно там выпускали премьеру «Блохи» в оформлении Кустодиева.

Однако Александр Пономарёв с командой соавторов принципиально уходит от прямых ассоциаций с той исторической версией: принимая её во внимание, он пробует сконцентрироваться на заданной текстом Замятина эстетике балаганного, шутовского, скоморошеского театра. Ассоциативно «Блоха» связана с опытами РАМТа в освоении языка dell’arte (напомним, в Театральном дворе здесь играют хит Олега Долина — спектакль «Зобеида»). Новая постановка выходит в камерном пространстве Маленькой комнаты, а все участники обозначены в программке как «удивительные люди халдеи» — этой формулировкой у Замятина были обозначены введённые им персонажи-маски (они же были исполнителями некоторых других ролей).

О халдеях в авторском предисловии говорится: «„Блоха“ — опыт воссоздания русской народной комедии. Как и всякий народный театр — это, конечно, театр не реалистический, а условный от начала до конца, это — игра. Наиболее полно эта условность выражена в трёх ведущих персонажах — ХАЛДЕЯХ. Халдеи пришли в „Блоху“ одновременно и из старинного русского „действа“, и из итальянской импровизационной комедии. Их русские предки — скоморохи, Петрушка, масленичный балаганный дед, медвежий вожак; их итальянские родичи — Бригелла, Панталоне, Капитан, Пульчинелла, Труфальдино. На протяжении игры каждый из халдеев переменяет несколько масок — несколько ролей. Самое слово „халдей“ — название старорусских комедиантов».

Режиссёр РАМТовской «Блохи» Александр Пономарёв поясняет: «Мы не занимаемся реконструкцией легендарного спектакля 1925-го года, а черпаем из кладовой шутовского театра, оставаясь в сегодняшнем дне. Кроме того, у Замятина появляется ещё один важный персонаж, которого не было у Лескова, — возлюбленная Левши. Получается, на сцене не только небывальщина о блохе, а ещё и история одной любви». Особое внимание в «Блохе» будет уделено музыке, написанной композитором Стефаном Андрусенко (в спектакле она будет исполняться вживую).

Примечательно, что контекст театральной жизни столетней давности не впервые объединяет Александра Пономарёва и РАМТ: сейчас в репертуаре театра — спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх», который играют в Музее-квартире Вс. Мейерхольда.

В «Блохе» участвуют актёры Андрей Гальченко, Дарья Рощина, Юрий Григорьев, Александр Пахомов, Анна Ковалёва, Полина Лашкевич, Данила Богачёв, Алексей Гладков, Виталий Тимашков, Артём Штепура и Константин Юрченко.

Напомним, Александр Пономарёв окончил актёрский факультет Школы-студии МХАТ. Создатель культового «Чёт-Нечет-Театра» (отметим, что первая постановка Пономарёва в РАМТе, «Победа над солнцем» Алексея Кручёных (1997), также была осуществлена совместно с «Чёт-Нечет-Театром»). В числе других постановок — работы в московских театрах «Около дома Станиславского», «Школа драматического искусства», «Театральный особнякЪ», Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, а также новосибирском «Красном факеле», саратовском ТЮЗе им. Ю.П. Киселёва, самарском театре «СамАрт». Режиссёр, автор сценариев и актёр нескольких десятков радиоспектаклей.

Комментарии
Предыдущая статья
Туминас выбрал трёх Андреев Болконских и одну Наташу Ростову 18.10.2021
Следующая статья
Хроника карантина: власти Петербурга вводят QR-коды для театров 18.10.2021
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
Светлана Землякова вернёт в Театр на Таганке «Деревянных коней»
Сегодня и завтра, 18 и 19 апреля, на Основной сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по повестям Фёдора Абрамова.