Петербуржцы выпускают премьеру «Отелло» на Таганке

На фото - сцена из спектакля "Отелло". Фото Александра Иванишина (из соцсетей театра).

Премьера спектакля Андрея Гончарова «Отелло» (18+) на основной сцене Театра на Таганке намечена на 5 декабря.

Рассказывая о будущем спектакле, режиссёр цитирует знаменитого современника Шекспира — выбор если не самой цитаты, то её автора уже задаёт определённый ракурс в понимании шекспировской драматургии. «Мне вспоминаются слова Джордано Бруно, — рассказывает Андрей Гончаров. — „…Я влюблён в одну, и благодаря ей я свободен в подчинении, доволен в муках, богат в нужде и жив во смерти; благодаря ей я не завидую тем, которые являются рабами в свободе, мучаются в наслаждениях, бедны в богатствах и мертвы в жизни; и нет великодушия, которое их освободило бы, долготерпения, которое их возвысило бы, сияния, которое их осветило бы, знания, которое их оживило бы…“. Думаю, именно об этом новый спектакль „Отелло“ в Театре на Таганке».

Андрей Гончаров принципиально меняет расстановку сил в шекспировской пьесе — маловероятно, что «традиционное» представление о ней допустило бы подобное распределение. Однако, по словам создателей спектакля, отправной точкой в понимании конфликта «Отелло» для них стала ситуация социального неодобрения. Таким образом, многое в «Отелло» оказывается злободневным при соответствующем прочтении. При этом создатели настаивают на универсальности сюжета — и в своей версии исключают «расовую» тему «Отелло».

Гончаров создаёт почти обратную исходной ситуацию: в новом спектакле не мавр значительно старше юной возлюбленной, а, наоборот, Дездемона — взрослая женщина, и Отелло её явно младше. Соответственно, заглавную роль сыграет Роман Колотухин, ученик Дмитрия Брусникина, хорошо известный зрителям «Таганки» (в том числе по другой заглавной роли — в недавней премьере Юрия Муравицкого, спектакле «Lё Тартюф. Комедия»). А Дездемону сыграет директор «Таганки», Ирина Апексимова. А роль Яго сыграет приглашённая актриса — ученик Фильштинского Гончаров пригласил на эту роль выпускницу предыдущего курса своего мастера Надежду Толубееву.

По мнению театра (согласно официальной аннотации спектакля), «нетрадиционная работа с образами в сочетании со строгой и выдержанной актёрской игрой позволят по-новому взглянуть на природу драматического конфликта „Отелло“ и жанр трагедии в целом».

Любопытно, что аскетичный мир этого «Отелло» будет создавать в большой мере петербургская команда: помимо самого Андрея Гончарова и Надежды Толубеевой, питерскую школу будет представлять команда художников — номинант на нынешнюю «Золотую Маску» и лауреат «Прорыва» художник-сценограф Константин Соловьёв, художница по костюмам Вера Параничева и художник по свету Игорь Фомин (тоже номинант на «Золотую Маску»-2021).

При этом спектакль будет «немноголюдным»: кроме троих названных, в спектакле заняты ещё три артиста — Константин Любимов (Брабанцио и Кассио), Мария Матвеева (Эмилия и Дож) и Кирилл Янчевский (Родриго и Лодовико).

Напомним, Андрей Гончаров окончил РГИСИ (мастерская Вениамина Фильштинского) в 2016 году. Как режиссёр и актёр работал в «Этюд-театре», БДТ им. Г.А. Товстоногова, Саратовском ТЮЗе им. Ю.П. Киселёва, Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского. В 2015 году был режиссёром одного из эпизодов культового петербургского спектакля-променада по Хармсу «Маршрут „Старухи“».

Комментарии
Предыдущая статья
Jaffa Fest покажет онлайн спектакли Кулябина и Фоменко 03.12.2020
Следующая статья
Умерла Ютта Лампе 03.12.2020
материалы по теме
Новости
Комеди Франсез открывает сезон русской классикой
Спектакль по мотивам «Бесов» Достоевского станет дебютной работой бельгийского режиссера Ги Кассиерс на сцене «Комеди Франсез». Первый показ пройдёт уже 22 сентября. В своей работе режиссер опирается на интерпретацию романа, заданную французским философом-экзистенциалистом Альбером Камю, одним из тех, кто в…
Новости
Роман Габриа репетирует «русское дельарте» по «Бесам» Достоевского
21 сентября в петербургской «Мастерской» Григория Козлова пройдёт премьера спектакля Романа Габриа — «Петруша, сын ли ты мой или нет?» по мотивам «Бесов» Достоевского.