OperaHD покажет франко-немецкого «Фауста» Тобиаса Кратцера

На фото - сцена из спектакля "Фауст". Фото предоставлено организаторами.

Завтра, 8 мая, OperaHD начнёт прокат видеоверсии премьеры Парижской оперы — «Фауста» Гуно в постановке Тобиаса Кратцера. Запись была сделана в марте 2021 года при пустом зале.

Для немецкого режиссёра Кратцера «Фауст» — дебют в Парижской опере. Выбранный материал — образец взаимодействия тех же двух культур, немецкой и французской, и именно разница между взглядами Гёте и Гуно на историю Фауста стала принципиальной для режиссёра.

Тобиас Кратцер рассказывает: «Есть большая разница между тем, чего Фауст стремится достичь в разных версиях. В „немецком“ „Фаусте“ Гёте Фауст жаждет знания, мудрости, самореализации, тогда как „французский“ Фауст Гуно хочет вернуть себе молодость. И это очень любопытное различие. Я вовсе не хочу сказать, что одно из этих восприятий важнее, или трагичнее, или притягательнее. Это лишь совершенно различные точки зрения и восприятия мира».

«Французское» восприятие, однако, кажется Кратцеру более актуальным сегодня «ключом» к опере: «Я бы сказал, что трагедия Фауста, его одержимость молодостью, гораздо шире затрагивает само общество, — говорит режиссёр. — И многочисленные физические трансформации, которые мы встречаем в опере, могут быть прочитаны как метафора трансформаций психологических. А самое интересное в этой опере, что трактовать их „реалистически“ ни к чему. Это похоже на жизнь как таковую».

Местом действия тоже становится не Германия, а современный Париж. Соответствует этой актуализации и визуальное решение спектакля, которое создавал художник Райнер Зельмайер: в этом «Фаусте» можно увидеть, например, недавний пожар Нотр-Дам де Пари и те изменения, которые привнёс в жизнь локдаун. Однако Тобиас Кратцер уточняет: «Несмотря на то, что сценография у нас абсолютно современная и урбанистическая, мы делаем отсылки к серии гравюр Делакруа, самого знаменитого французского иллюстратора мифа о Фаусте в произведении Гёте. В целом это такой „осовремененный“ взгляд на гравюры Делакруа».

Спектакль будут транслировать в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Ростова-на-Дону. Актуальное расписание показов можно найти на сайте OperaHD.

Напомним, Тобиас Кратцер изучал историю и философию искусств в Мюнхене и Берне, руководил Баварской театральной академией Августа Эвердинга. В 2008 году в Граце (Швейцария) получил Ring Award на Международном конкурсе режиссуры и сценографии за постановку оперы Верди «Риголетто». Ставит спектакли на многих музыкальных сценах Германии и Швейцарии. Среди его работ оперные произведения Генделя, Беллини, Бетховена, Вагнера, Моцарта, Россини и Штрауса. За постановки опер «Анна Болейн» Доницетти и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера Кратцер был дважды номинирован на почётное звание «оперный режиссёр года» немецким журналом Opernwelt в 2011 и 2014 годах. Среди недавних его премьер – сценическая версия оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», за которую он получил International Opera Award, а также опера Вагнера «Тангейзер» на фестивале в Байройте.

Комментарии
Предыдущая статья
АТК и АМК выразили несогласие с проектом положения о просветительской деятельности 07.05.2021
Следующая статья
В Москве пройдет фестиваль «Театр кукол – без границ» 07.05.2021
материалы по теме
Блог
Нестойкий принц: никто из героев оперы Вагнера не поддерживает войну, развязанную германским королем, но все оказываются её соучастниками
В конце октября в Париже с большим успехом прошел премьерный блок показов «Лоэнгрина» в постановке Кирилла Серебренникова (следующие даты показов будут вот-вот объявлены). На одном из спектаклей побывала наша корреспондентка.  
Новости
В Театре имени Маяковского покажут тургеневского «Фауста»
22 и 23 апреля на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Веры Камышниковой «Фауст» по одноимённому рассказу Тургенева.